О раннем развитии ребенка
Во время беременности я прочитала массу книг по воспитанию и развитию ребенка. Если с уходом за младенцем первого года жизни все было более-менее понятно, то вот тема «раннего развития» не на шутку взбудоражила мою неокрепшую беременную психику.
Выяснилось, что мозг маленького человека развивается наиболее активно в первые три года жизни. Все новые знания даются ребенку очень легко, просто и играючи. Двухлетнего малыша можно без особых усилий научить читать, считать, играть на скрипке, говорить на нескольких языках. На сразу возникающий в голове вопрос – а зачем все эти знания и умения таким малышам? – книга давала ответ – для развития интеллекта, способности мыслить и легко учиться в будущем. Малыши, занимающиеся по системе раннего развития (система Гленна Домана, Масару Ибуки), в будущем должны стать способными и смышленными ребятами,которым без усилий дается школьная программа и получение любых новых навыков. А самое главное, что меня подкупило, – такие дети обещали быть невероятно любознательными и изобретательными, иметь тягу к получению новой информации, все большему расширению кругозора.
И понеслось… Иван слушал классическую музыку (ну или я думала, что слушал)), английские и русские детские песни, церковные хоры, сказки и стихи. Я завела тетрадь, в которую записала множество потешек, стихов и скороговорок. Потом мы начали читать взрослые стихи, я разучивала по одному стиху каждый день (конечно же, вместе с Ваней)). В принципе, если убрать из этого списка английские песни, то все остальное я повторила бы вновь. Но этого мне показалось недостаточно. Для наиболее «качественного» развития мозга нашего сына были куплены карточки для обучения зрительной памяти и чтению. Система гласила, что достаточно всего часа в день для плодотворных занятий с малышом. Карточек было огромное количество – они изображали фрукты, овощи, деревья, животных, профессии, музыкальные инструменты и тп, и каждая подписана соответствующим названием. Нужно было в течение десяти секунд по очереди показать ребенку десять карточек, буквально по секунде на каждую. И так десять раз в день, с перерывом не менее получаса, постоянно увеличивая количество показываемых категорий. Ну что, жалко для родного чада полчаса времени в день выделить? Зато, какой умный вырастет, сообразительный.
К этим занятиям было добавлено активное физическое развитие – массажи, гимнастика, плавание, неагрессивное закаливание, спортивный комплекс для малышей. Развивать Ивана физически мы стараемся и по сей день.
В один прекрасный день я поняла, что сделалась рабом карточек и прочих «развивашек». В голове всегда нужно было держать, сколько времени прошло с последней демонстрации новых картинок. Я уже не могла смотреть на спокойно отдыхающего ребенка, ведь время утекает, а ребенок ничему не учится. Слава Богу, вместе с установлением нормального гормонального фона, мой мозг тоже стал возвращаться в адекватное состояние. К тому же, на меня очень повлияло общение с крестной Вани, с любимым настоятелем и его матушкой, с многодетной сестрой мужа. Когда я прекратила свои многоразовые демонстрации карточек – ощущение было, как будто гора упала с плеч.
Я стала понимать, что в моем воспитательном процессе нет молитвы, нет доверия и полагания на Бога, акценты сместились на весьма сомнительные ценности. Результатом этого смещения стало постоянное чувство тревоги, усталости, потеря мира и покоя. Я честно ответила на все вопросы к самой себе, признав, что в корне всех моих стараний лежит тщеславие, а не любовь к собственному ребенку. Так важно, невероятно важно для меня было понять и принять, что я люблю и всегда буду любить своего малыша таким, каким он Есть. Даже если он будет развиваться вразрез с общепринятыми нормами, даже если он не станет великим певцом, спортсменом или политиком. Пусть все процессы в его мозгу развиваются нормальным, заложенным Богом образом. Пусть у него будет счастливое детство.
Конечно, с детьми надо заниматься, я этого не отрицаю. Рисовать, лепить, развивать мелкую моторику, плавать, бегать и прыгать. Но делать это для удовольствия и интересного совместного досуга, не загоняя себя в рамки, не требуя ничего от ребенка. Может, все нормальные люди так и делают)) Но мне понадобилось немало сил и времени для понимания этих элементарных вещей.