Статья в газете "Время и деньги"
История, которую мы вам сегодня расскажем, как и большинство подобных, касающихся собственности культовых учреждений, "с бородой". Нет, пожалуй, случаев, за очень-очень редким исключением, когда церковь, мечеть или принадлежащие им здания передавались законным владельцам без волокиты, обмана и унижений.
Сегодня мы опять о многострадальном Богоявленском соборе Казани. Да-да, о том самом, в колокольне которого в храме третьего обретения Главы Иоанна Предтечи сейчас разместился концертный зал. Музычка в алтарной части - это вам ничего не напоминает, лихие тридцатые с их сжиганием икон и взрывами соборов, например? А закрытая обманом церковная лавка и горы отписок от чиновников? А кафе "В гостях у Шаляпина", почти у церковных стен, открытое в нарушение Закона РТ "О свободе совести...", в котором запрещены увеселительные заведения вблизи храмов? Все это - новейшая история почитаемого народом собора. И вот - новая напасть.
Когда-то Богоявленский был собором богатым. К принадлежавшей ему недвижимости относились, в частности, четыре дома, расположенные во дворе.
Один исчез с лица земли - на его месте воздвигли памятник Шаляпину, и хотя он пока единственный в мире, вряд ли бы Федор Иванович этому событию искренне возрадовался - постамент стоит аккурат на месте памятника архитектуры, о котором сказано в соответствующем справочнике: "Баумана, 78, дом Богоявленской церкви, первая половина XIX, двухэтажное здание периода классицизма..." Осталось три дома. В одном находится "Гидроспецстрой", второй совсем ветхий, приготовленный под снос, а третий вполне еще жизнеспособен и находится в ведении городской администрации. О нем сегодня и речь.
Еще три года назад настоятель храма протоиерей Олег Соколов и приходской совет написали письма с просьбой вернуть здания, причем просили два худших дома, надеясь, что городские чиновники поступят по принципу "возьми, Боже, что нам не гоже". Ответ пришел: поскольку дома придется восстанавливать, укажите источники финансирования. Указали. Два добродетеля были отвергнуты, причем неофициальные источники сообщили настоятелю, что на потенциальных спонсоров велось давление. Наконец нашелся такой меценат, что оставить его без внимания было трудно - ассоциация НТК. Будущий спонсор дал письменную гарантию, что будет финансировать восстановление зданий в "необходимых размерах". Кроме этого, Богоявленский собор вошел в план подготовки к 1000-летию города и получит федеральное финансирование, в храм должно поступить 14,8 миллиона рублей, половина придет из федерального бюджета.
Администрация города своеобразно отреагировала на ссылки на источники финансирования - оно было передвинуто с 2001 года ориентировочно на 2003 год.
Дом по улице Островского, 37/5, который к тому времени частично был отселен, полтора года назад все-таки вернулся храму - в канун Дня республики и открытия памятника Шаляпину тогдашний префект И.Метшин разрешил занять его под церковный склад (надо было прибрать двор к приезду высоких гостей и кое-какой инвентарь убрать с глаз долой). Документально этот фактический возврат никак не оформлен, по словам настоятеля храма, хотя естественно, что Богоявленскому собору хотелось бы владеть своей собственностью на законных основаниях.
Случай решить дело представился во время встречи Президента РТ М.Шаймиева с представителями религиозных организаций в канун Рождества 2001 года. Отец Олег отметил, что общественное служение церкви, имеющее своей главной заботой возрождение в обществе нравственных ценностей, не может осуществляться без должной материальной основы, и рассказал, что в одном из домов, как раз там, где пока склад, хотелось бы разместить библиотеку для прихожан и воскресную школу. Внимательно выслушав священника, Президент высказался однозначно, обращаясь к И.Хайруллину, бывшему тогда вице-премьером правительства РТ, и заместителю мэра М.Гадельшину: "Дома надо вернуть. Смотрите, не допускайте, чтобы они ушли на сторону, место завидное, желающих будет много".
Через несколько месяцев распоряжение президента было выполнено с точностью но наоборот: дом по улице Островского, 37/5 был продан, причем на весьма щадящих для покупателя условиях.
Правда, чтобы узнать об этих условиях, служителям Богоявленского собора пришлось приложить немало усилий и даже судиться, а прежде некая дама, появившаяся в соборе теплым летним днем 2001 года, просто и устно сообщила настоятелю, что дом отдан ей в аренду с правом выкупа и надо освободить помещение. Так как документальных подтверждений этого предъявлено не было, Богоявленский приход счел возможным не реагировать на просьбу дамы, однако не чуждые знания о мирских чудесах российской современности, священнослужители инициировали письмо архиепископа Казанского и Татарстанского Его Высокопреосвященства Анастасия мэру города Камилю Исхакову с просьбой вернуть дом церкви. Через некоторое время на имя правящего архиерея пришел ответ, подписанный заместителем мэра г-ном Ахмадиевым: на дом составлен договор купли-продажи.
После этого община Богоявленского собора вынуждена была обратиться с иском в суд с просьбой аннулировать договор. В ходе этого разбирательства и выяснилось, насколько дешева может быть недвижимость в историческом центре Казани.
В договоре от 26 июля 2001 года, подписанном председателем Комитета по управлению
коммунальным имуществом администрации Казани Ф.Ишмаковым, с одной стороны, и генеральным директором ЗАО "Сейлс" Л.Андрияновой - с другой, проставлена сумма, за которую этот двухэтажный особнячок площадью 296,4 квадратного метра в центре Казани продан - 180 тысяч рублей. Да-да, дорогие читатели, это не описка, именно так - сто восемьдесят тысяч рублей.
Специалисты по сделкам с недвижимостью, с которыми мы решили проконсультироваться на сей счет, утверждают, что такого рода объекты оцениваются в суммы на порядок большие - от полутора до двух миллионов рублей, даже с учетом необходимости вкладываться в реконструкцию.
Но это еще не все! Дом продан на удивительно мягких условиях: покупатель делает первоначальный взнос в 30 тысяч рублей в течение месяца с момента заключения договора, а остальные 150 тысяч обязуется выплатить равными долями в течение года.
Как прав был Минтимер Шарипович Шаймиев, предостерегая городских чиновников от того, как бы дома Богоявленского собора не ушли на сторону, так как "место завидное и желающих будет много", и как не правы были церковнослужители, полагая, что слова Президента республики не могут быть не услышаны!
Остается предположить, что на сделку, о которой мы рассказали, была воля Бога. Вопрос только в том, тогда - какого Бога? Возможно, частичный ответ на этот вопрос дает информация о том, что собирается разместить в благоприобретенном особнячке новая владелица, - торговый салон, разумеется!
...Суд по иску прихожан, первоначально назначенный на 27 марта, перенесен и состоится в конце апреля. Посмотрим, ждать осталось не долго.
Татьяна МАМАЕВА, "ВиД"