Протоиерей Дмитрий Савельев: «Если нечто земное мы делаем центром своей жизни, значит, вечность в нашей душе уже не вмещается»

Слово ключаря Спасо-Вознесенского собора протоиерея Дмитрия Савельева после Божественной литургии в Неделю 35-ю по Пятидесятнице

 – Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о юноше, который спросил Спасителя нашего Господа Иисуса Христа о том, что ему следует делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Юноша был необыкновенно мудр. В наши времена такого юношу можно встретить чрезвычайно редко или же никогда не встретить. Только к середине или к концу жизни человек обычно задумывается над вопросом наследования вечности, а не над тем как выполнить некие социальные программы. Родился, учился, женился, работал, вышел на пенсию, помер. Или посадил дерево, вырастил сына, построил дом, помер. Много разных жизненных путей обрисовано.

Этот богатый юноша спрашивал не о земных стандартах, а об удивительных вещах. Он спрашивал о вечности. Господь ответил, что для того, чтобы наследовать вечную жизнь, нужно соблюдать заповеди. Те самые заповеди, которые мы поминаем на каждой Литургии, поминаем время от времени в молитвах. Это заповеди о любви к Богу и о любви к ближним. О том, что не следует убивать, воровать и завидовать, желать другим зла, осуждать и иным образом повреждать свою душу, нанося повреждения другим. Удивительное дело, что богатый юноша ответил, что все это он сохранил от юности своей. Наверное, этот юноша немножко лукавил. Или заблуждался. При самых больших усилиях невозможно исполнить все заповеди. Все равно окажется, что в этом  падшем мире мы, так или иначе, совершим зло. Но этому юноше казалось, что он совершал одно только доброе и к молодым его годам не успел совершить зла. Иисус посмотрел на него с любовью. На таких людей иначе Господь не смотрит. И сказал: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною…». Эта задача оказалась юноше не по плечу. И он, как сказано в Евангелии, ушел опечаленным. Ученики Спасителя тоже были встревожены. В лице этого юноши они видели человека необыкновенного. Такого, каких не встретишь среди обычных людей. Увидев, что этот юноша опечалился, те, кто ходил за Господом спросили: «Кто же может спастись?». Господь ответил: «Человеку это невозможно. Богу же все возможно».

Перед нами удивительная история о том, как человек искал совершенства. О том, как человек старался войти в некое самое высокое состояние, но земное его положение сделать этого ему не позволило. На самом деле каждый из нас человек богатый. Мы постоянно жалуемся на то, что нам чего-нибудь не хватает. Кому-то денег, кому-то работы, кому-то здоровья, кому-то общественного положения. Кому-то еще чего-либо не хватает. Но с другой стороны мы люди богатые, потому что мы питаемся плодами этого мира и мы ими удовлетворены. Мы что-то в жизни любим, в чем-то находим пищу и утешение для своей души. Вот это и есть наше богатство. Один человек гордится своим общественным положением и говорит: «Я всю жизнь работал и вот стал большим начальником. И как большой начальник я имею право что-то большое в своей жизни совершить». Этим помыслом, этой уверенностью он питает душу свою и радуется. Другой кто-то накопил кучу денег и вокруг этой кучи как царь Кощей «над златом чахнет». И радуется, и питается этим. Третий воспитывает детей и только в детях своих видит отраду и утешение в жизни. Четвертый любит свою работу и в труде находит счастье. Кто-то строит дом и украшает его. Кто-то имеет какое-то хобби. Кто-то творит себе кумира среди окружающих, а кто-то свой любимый огород делает центром земли и предметом радости. Вот если у нас есть нечто такое, что мы делаем главной радостью, главным утешением жизни, значит, вечность в наших душах уже не вмещается. И наша душа не вмещается в вечности, а питается одним чем-то временным. Об этом и хотел сказать Господь своим ученикам на примере этого богатого юноши.

Но что же нам, имеющим богатство, делать? Об этом сказал Апостол Павел: «Будьте имеющие как не  имеющие».  Ничто нам не запрещено, но не все нам полезно. Ничто мне не запрещено, но ничто не должно обладать мной. Если какие-то вещи или обстоятельства жизни нами обладают, то мы не готовы войти в Царствие Небесное. Не от того что для двери Небесного Царства закрыты. Эти двери открыты для всех. Но мы сами неспособны войти этими дверями.

Кто-то настолько любит своих детей, что когда они вырастают, продолжает ими руководить. Продолжает ими владеть и не хочет даже отдавать замуж или женить. Ведь они уходят из-под родительской власти и перестают быть собственностью. Иногда родители делают все возможное, чтобы расстроить детские браки, делают все, чтобы дети были до конца жизни к ним привязаны, потому что они сами к ним привязаны. Но нужно помнить, что детей мы воспитываем не для себя, а для Господа. И то, что мы имеем, мы имеем не для себя, а для того, чтобы исполнить волю Божию. И все это нам Господь дал в качестве средства, условия или способа послужить Ему. Если мы правильно пользуемся этими дарами, то мы оказываемся несвязанными внешними обстоятельствами нашей жизни, несвязанными тем богатством, которое у каждого из нас есть. Кто-то, может быть, получил три высших образования, смотрит на всех свысока и говорит: «Вот у меня какая высокая культура. Где уж вам до меня?». И это внутреннее богатство, ничего не весящее предопределяет его будущую жизнь. Человек небогатый вещественно, но обремененный внутренним богатством, не годится для Царства Небесного. Все, что у нас есть, – и внутреннее, духовное и внешнее, материальное, –  мы должны посвятить Господу. И свою собственную жизнь можем посвятить Господу. И в этом случае мы будем  теми, кто может наследовать Царство Божие.  Человеку, как сказал Господь, это невозможно. Богу же все возможно.

Сегодня мы вспоминаем преподобных Кирилла и Марию, которые не для себя, а для Господа воспитывали своего сына Варфоломея, который стал светильником земли Русской преподобным Сергием Радонежским.  Мы вспоминаем иных святых, которые не для себя, а для Господа использовали таланты, которые Господь им дал. Дай Бог, чтобы и мы поступали также. Чтобы все, что мы имеем, мы не закопали в землю. Чтобы наше имение не стало для нас якорем, не дающим нам взлететь к небесам, но стало бы для нас тем спасительным средством, с помощью которого мы можем послужить Господу и стать членами Церкви торжествующей, друзьями Божьими и теми людьми, кто Господу служит с радостью, как ближние друзья Его.

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.