«Мы будем христианами, когда научимся радоваться за успехи своих ближних»

Слово секретаря Архиерейского совета Симбирской митрополии иеромонаха Филарета (Кузьмина) в Неделю о блудном сыне

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Благодарение Господу, дорогие братья и сестры, за то, что Он благоволил всем нам собраться под сводами этого святого храма для того, чтобы объединиться молитвой, объединиться вокруг трапезы Христовой, вокруг Тела и Крови нашего Господа!

Устав же церковный продолжает мудро приуготовлять всех нас к наступлению великого и спасительного поста. В позапрошлое воскресенье все мы слышали историю из Евангелия о том, как невысокого роста человек по имени Закхей в своей попытке увидеть Христа влезает на дерево и таким образом удостаивается пришествия Господа в свой дом. Это, конечно, учит нас, что мы должны постоянно прилагать все свои силы и возможности к тому, чтобы видеть Христа, искать Его и быть с Ним. Прошлое воскресное Евангелие ввело нас в мир притчи о фарисее и мытаре. Они пришли помолиться в храм и при этом первый перечислял Господу свои добродетели, а последний лишь произносил: «Боже, милостив буди мне, грешному», смиренно ударяя себя в грудь и тем самым домой отправился более оправданным, нежели фарисей. Вот и нам предоставляется мудрость: в основе любой добродетели должно быть смирение, а иначе эта добродетель вменяется ни во что. И, наконец, сегодня мы слышали иную притчу – о блудном сыне.

Всем нам она хорошо и давно знакома: у богатого человека есть два сына. Младший просит отдать причитающееся ему и уходит в далекую страну, где все эти средства прогуливает в блуде и веселье. Когда же он остается ни с чем, то происходит голод в этой стране и он понимает, вернувшись в себя, как говорит Евангелие, что даже рабы его отца питаются лучше, чем он сам, и решает пойти в отчий дом со словами «Недостоин я уже называться сыном твоим, прошу возьми меня своим рабом». С такими сокрушенными мыслями младший сын возвращается к отцу.  Глава рода, видя, что сын его возвращается, выходит навстречу и, более того, дарует ему новую и лучшую одежду, перстень, обувь, устраивает пир…

Все, конечно, же видят здесь нашу историю – историю христианина, который теряет дар Божий, теряет благодать, не использует дарованные Богом таланты, но, осознав свой грех, возвращается к Отцу. И действительно, в нашей жизни мы многое получаем от Бога в дар, ровно как и младший сын. Он не зарабатывал имения, он лишь наследник, бездарно его расточивший. Мы так многое получаем от Бога: возможности, которыми не пользуемся; таланты, которые пропадают; Благую Весть, которой не живем. Но вот однажды сердец наших касается осознание неправильности нашей жизни и мы желаем прийти к Богу, вернуться и быть Его рабом. Он – Бог милосердый, яко Отец Чадолюбивый - видя наше смирение и покаяние, прощает нас и вводит в свой пир Царства. Нет такого греха, который не простил бы Господь, кроме нераскаянного греха. Бог не мститель, преследующий человека и желающий наказать его за мельчайшие провинности, Он – Отец, а Отец любит, пусть даже иногда и наказуя. Нам же оставлено покаяние. Настоящее. Цельное. Обдуманное. Не простое перечисление грехов на исповеди, нет! Должен произойти переворот сознания, появиться твердое желание не отступать более от выбранного пути, желание не иметь ничего общего с прежними грехами и жизнь в соответствии с этими желаниями. Вот что есть покаяние. Такое угодно Господу и такое Он принимает. Все эти смыслы лежат на поверхности. Нам они знакомы и мы привыкли к ним.

Мне же хочется привлечь ваше внимание к старшему брату. Вот он возвращается с работы, он ведь не оставил отца, он всегда с ним во всех его жизненных ситуациях, помогает ему, трудится. Вот он возвращается с очередного рабочего дня и слышит, что дома пир. Подзывая раба, он узнает, что его брат вернулся и отец устроил праздник. Какова его реакция? Обида. Он не желает войти в дом. И вот отец вновь выходит навстречу сыну, вторично идет навстречу своему ребенку. Старший сын высказывает, что никогда отец не устраивал ему пиры, хотя тот и жил с ним, верно помогая во всем. Последний отвечает, что нужно радоваться тому, что младший сын вернулся, словно был мертв и ожил. Не кажется ли нам это поведение знакомым? Не узнаем ли мы себя здесь? Не ошибусь, если скажу, что по тому, как мы умеем радоваться чужой радости, можно определить какие мы христиане. Есть ли в нас это? Знаю ситуации, когда прихожане, завидев в храме человека неблагочестивой ранее жизни, осуждают его, спрашивая «Зачем он здесь? Что забыл он в церкви?». Такое часто случается. Мы не только не можем радоваться обращению грешника, мы не готовы даже на миг понять, что внутренний мир другого человека закрыт для нас и мы не знаем какова глубина покаяния этого человека. Мы так смело судим другого, вместо того, чтобы поддержать, чтобы помочь войти в мир церкви. Мы, подобно брату, который всегда был с отцом, не воспринимаем радости другого, но обижаемся.

Вот, что мне хотелось бы вам сказать: радость – это и есть христианство. Радость от того, что Отец с нами, радость от того, что все Его – наше, что Он принимает в свое Царство всех тех, кто действительно желает этого. И если мы научимся этой радости, научимся радоваться за успехи наших ближних, то будем сами настоящими, а не по слову только, христианами.

Итак, возлюбленные, будем же мы, подобно Закхею всегда и везде искать Христа, полагая в основу поиска смирение мытаря, и на этом смирении строя дело покаяния, вводящего нас в радость Небесного Царства. Аминь!" 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.