Великая седмица: все это происходит на наших глазах!

Настоятель прихода Собора всех святых в земле Симбирской просиявших города Симбирска иерей Владимир Копанев рассказывает о богослужениях Срастной седмицы и о том, какое место эти святые дни занимают в жизни православного христианина.

 – Великая Четыредесятница заканчивается празднованием Входа Господня в Иерусалим. На этом Великий пост заканчивается и начинается Страстная седмица, Великая седмица. Еще святитель Иоанн Златоуст сказал, что Великой она называется, потому что все события, вспоминаемые на этой седмице, очень точно исторически соответствуют последним дням земной жизни Господа, дням, когда Он еще находился среди людей.

В последнее воскресенье Великой Четыредесятницы Господь въехал на ослике во град Иерусалим, вошел в Иерусалимский храм, начал учить еврейский народ, подготавливая его к Своим крестным страданиям. До начала крестных мук оставалось совсем немного времени и каждый день в Страстную седмицу мы вспоминаем то или иное событие, предварившее крестную смерть Спасителя и Его славное Воскресение.

В Великий понедельник вспоминается событие проклятия смоковницы, которая засохла прямо на глазах учеников Христа. Образ этой смоковницы очень важен нас, ведь нас может постигнуть та же участь, если мы не принесем достойные плоды покаяния, если мы не станем взращивать в своем сердце плоды любви и милосердия.

Великий вторник посвящен воспоминанию  проповедей Спасителя в Иерусалимском храме, когда Господь в притчах учил людей тому, как должно жить каждому человеку, желающему подготовить себя ко встрече с Богом.

В Великую среду происходит предательство Господа Иудой и борение в Гефсиманском саду. В этом событии Христос нам показывает, что Он был Сын Божий и Сын Человеческий, что у Него было физически осязаемое, а не призрачное тело. Его человеческое естество страдает и стенает. Оно чувствует приближение кончины. Как человеку Иисусу страшно. Но будучи одолеваемым страхом, Он говорит: «Да будет воля не Моя, но Твоя, Господи». В этот момент Господь показывает, что наше человеческое естество должно добровольно подчиняться Божеству. Своим личным примером Он учит нас преодолевать искусы, которые встречаются в нашей жизни. 

В Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду в православных храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Это последние Преждеосвященные литургии Великого поста.

В четвертый день Страстной седмицы, в Великий четверг, Церковь совершает воспоминание Тайной Вечери. В этот день Господь установил Таинство Причащения и умыл ноги Своим ученикам, показывая тем самым, каким должен быть истинный Его ученик. При этом Господь произнес: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего…». Тем самым Господь показал, что христианин не должен возвышаться над людьми, а суть христианства в том, чтобы положить себя, свою жизнь, свои знания, свои силы на служение ближним.

На Тайной Вечере Господь устанавливает Таинство Причащения. Он благословляет хлеб, преломляет его и говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов». Благословляет вино и, подавая ученикам чашу, произносит: «Пейте от нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Эти слова мы слышим на каждой Божественной литургии. И каждый раз, когда мы участвуем в Литургии, мы принимаем Тело и Кровь Христовы. Сам Господь причащает нас, как когда-то причащал Своих учеников.  В Великий четверг в храмах совершается чтение часов и Литургия Василия Великого с вечерней. В четверг вечером совершается утреня Страстной пятницы. На этой утрене совершается чтение Двенадцати Евангелий Страстей Христовых, где освещаются все события последних часов земной жизни Господа, начиная от момента предательства, заканчивая моментом Его распятья.

В Великую пятницу вспоминаются суд у первосвященника, Крестная смерть Господа и то, что произошло после распятья, когда Иосиф и Никодим, тайные ученики Христа, учителя еврейского народа, пошли к Понтийскому Пилату и попросили, чтобы он отдал им тело Спасителя. В этот день Литургия не совершается, потому что это самый скорбный день в году. В Великую пятницу, Сам Господь принял жертву на Кресте, пролив Свою пречистую Кровь за грехи всего мира. Утром, согласно уставу, совершается чтение Великих (на Руси мы их называем еще Царскими) часов. В два-три часа по полудню в храмах совершается чин погребения. Из алтаря выносится Плащаница Спасителя и полагается посреди храма на гробнице. В пятницу вечером на утрени Великой субботы совершается погребение. Плащаница обносится вокруг храма крестным ходом и полагается снова на гробницу, что символизирует положение ее во гроб.

В Великую субботу вспоминается, то, что Господь сошел во ад, проповедовал там покаяние, вывел оттуда праведников. В храмах совершается Литургия Василия Великого с чтением ветхозаветных паримий. Во время чтения Апостола на Литургии священники меняют черное облачение на белое. Около одиннадцати часов ночи совершается полунощница с чтением канона погребения Господа. В полночь начинается крестный ход с пасхальной заутреней, после чего совершается праздничная Божественная литургия.

Участвуя в пасхальном богослужении и в богослужениях, предваряющих Праздник Светлого Христова Воскресения, мы становимся не просто молящимися в храме. Мы становимся участниками тех Великий евангельских событий, навсегда изменивших ход истории человечества. Спаситель пострадал не где-то там две тысячи лет назад, не за кого-то другого, но за нас с вами, живущих сегодня. И все это происходит на наших глазах. 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.