"С миром изыдем"

Слово секретаря Архиерейского совета Симбирской митрополиии иеромонаха Филарета (Кузьмина) в день Святой Пятидесятницы

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Именно так, с призыванием Отца, Сына и Святого Духа мы, православные христиане, начинаем все благие дела в нашей жизни. Именно так, с призыванием Отца, Сына и Святого Духа, начинаем мы наши молитвы. Именно так, с призыванием Святой Троицы, начинаем мы совершение самого важного, что есть, и что может быть в нашей жизни – Божественной литургии. Мы говорим: «Благословенно Царство Отца, Сына и Святого Духа». А где это Царство Отца Сына и Святого Духа, которое благословенно? Это Царство является нам здесь, в богослужении. Откровение этого Небесного Царства, происходит сейчас, в Божественной литургии. Каждый из нас с вами, христиан, должен стремиться к этому Царству. А что же говорит Христос о нем в Евангелии? Когда Христос приходит к апостолам, когда Он приближается с проповедью к ним, Он говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Царство Божие есть не пища и питие, но мир, радость и правда о Святом Духе, которая достигается во Христе Иисусе, нашем Господе, сейчас, когда мы присутствуем за Божественной литургией, когда Сам Господь призывает каждого из нас с вами стать причастником Тела и Крови Его. Это и есть Небесное Царство, потому что там, куда мы стремимся с вами, там, в Небесном Царстве, святые всегда находятся в единстве с Богом. Они всегда находятся в единстве со Христом. И об этом единстве были проповеди святых апостолов, после того как Дух Святой сошел на них в Сионской горнице. Сегодня мы с вами собрались в этом святом храме, чтобы обратить мысль свою к тем дальним временам, когда апостолы были всего лишь людьми, которые еще не понимали толком, в чем их призвание. Несмотря на то что они вместе со Христом много путешествовали, они не могли понять того, что Он говорит им. Спрашивали, не в это ли время восстанавливает Он Царство Израиля. Но на самом деле слова нашего Господа были о другом Царстве. Но на самом деле слова нашего Господа были о новом человечестве, которым мы становимся в Церкви Божией. И вот эти апостолы – а их совсем немного было, учеников его – они собираются, чтобы в единодушии вместе молиться, и в день Пятидесятницы Господь ниспосылает Духа Святого Своего на этих учеников. И с тех пор они, обладая Святым Духом, обладая благодатными Его Дарами, денно и нощно трудятся для того, чтобы насадить Церковь. Подумайте над этим. Они ежедневно  в продолжение месяцев, в продолжение многих лет переходят из одной области в другую, преодолевая огромное количество километров, сталкиваясь с постоянной угрозой для жизни. Ради чего они это делали? Ради того, чтобы всему человечеству рассказать о той великой благодати, которая дарована человечеству. Они возвещали Евангелие. И вот мы с вами, братья и сестры, собираемся так же, как и эти апостолы в одном храме. Как и святым апостолам, нам преподаются Тело и Кровь Господа. И подобно святым апостолам некогда и нам был ниспослан Святой Дух. Он был подан каждому из нас после Таинства Крещения в Таинстве Миропомазания.  Поэтому и мы с вами – ученики Христа. Мы с вами – апостолы Христа в этом мире. Мы с вами подобно им призваны к постоянной проповеди. Как осуществлять эту проповедь? Кто-то может сказать, что мне не дан дар слова. А кто-то может сказать, что у меня нет возможности переходить из одного города в другой. Многое можно сказать, но мы-то с вами знаем, что проповедь совершается делом в первую очередь, жизнью христианской. Проповедь не в словах. Говорить можно очень долго, красиво, замечательно, этому можно научиться. Но невозможно научиться передавать дар христианства делом. Если живешь ты как христианин, то человек, который рядом с тобою, должен удивляться твоей жизни и говорить: «как замечательно живут христиане! Я хочу так же жить». В этом основная задача проповеди. Так поступали апостолы, так поступали мужи апостольские. Так поступали все христиане древней Церкви, которые бок о бок жили с язычниками. Они своим собственным примером, своей жизнью призывали других людей быть христианами, быть со Христом. Они показывали, что это такое на самом деле. Мы, к сожалению, очень часто остаемся христианами на словах. Но каждому из нас с вами всегда подается возможность к исправлению, ибо Господь любит каждого из нас с вами и всегда готов дать нам шанс к покаянию. Нужно воспользоваться этим, нужно услышать слова Христа «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Сейчас закончится Литургия, и мы все с вами пойдем в свои дома. Будем встречаться с нашими друзьями близкими и дальними, иногда даже с незнакомыми людьми. Что должны мы вынести из этого богослужения? Замечательные слова: «С миром изыдем». Мы должны мир вынести из церкви, с нашего собрания и перенести его в окружающую действительность. Мы должны этот мир христианский подарить другим людям. Вот тогда это будет настоящей проповедью. Вот тогда мы с вами будем настоящей Церковью. Мы очень часто говорим: «Я пойду в церковь», подразумевая под этим стены храма, называя церковью некое строение. Но Церковь-то, братья и сестры, это мы с вами. Церковь – это все мы, от патриарха до последнего пономаря в храме. Каждый человек может быть единым со Христом. Где двое и трое собираются во имя Христа, там Он посреди них. Вот что есть Церковь. Церковь – это благодатное единство человека и Бога. Каждый из нас – часть большой, единой, неделимой Церкви. Каждый из нас с вами ответственен за то, что происходит в Церкви, что случается с Церковью. Каждый из нас с вами должен в меру своих сил и возможностей влиять на положение Церкви, помогать Церкви. Какая эта Церковь, о которой я говорю? Если вы молитесь каждое утро, то вы знаете, что в правиле существует Символ веры. Мы говорим, что мы веруем во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Кто из нас задумается, что такое единство? Что такое святость, соборность или апостоличность Церкви нашей? Мы говорим, что Церковь едина, но мы знаем, что у нас очень много разделений – как же так? Ведь часто бывает так, что даже внутри самой Церкви люди друг друга не любят. Люди живут не единством, а разделением и призывают других к этому. Как с этим быть?  На это отвечает нам Церковь, что единство зиждется на самой личности Иисуса Христа. И всякий, кто со Христом, тот в Церкви, тот един. Всякий же человек, который сеет нечто противное единству, тот от этого единства отсекается. Сначала, быть может, незримо, а затем и видимым образом. В Церкви можем находиться все мы. Церковь свята, но при этом каждый-то из нас грешен. Но Церковь освящается самим Христом. Церковь животворится Духом Святым. Какими бы мы с вами ни были грешными людьми, приходя сюда, в храм Божий с покаянным искренним чувством глубокого раскаяния, мы же можем приблизиться к Богу. Мы же можем быть с Ним святым, приобщаясь Святого Тела и Крови Его, которая очищает нас от всякого греха. В этом святость Церкви, ибо свят Господь Бог наш. И всякий, кто к Нему движется, тоже становится близким к святости. Церковь соборна, потому что здесь важен каждый человек, кем бы он ни был – епископом, священником, диаконом, просто мирянином. Церковь соборна, и поэтому все, что случается в Церкви, случается в единстве человеческого и божественного мнения, ибо «Изволися Духу Святому и нам»  –  говорили апостолы. Церковь соборная, вселенская, она простирается от одного края земли до другого вне зависимости от времени и пространства.  И ходя в церковь здесь, в России, мы исповедуем ту же веру, что и распространяли святые апостолы по Римской империи. В этом апостоличность Церкви. Так вдумайтесь, братья и сестры, каким сокровищем веры мы обладаем с вами. И какая ответственность сохранения собственной веры лежит на каждом из нас с вами. Сейчас мы – ученики Христовы и мы собираемся вокруг Чаши Его для того, чтобы приобщиться Тела и Крови. Мы просим благодати Святого Духа для того, чтобы жить и действовать в этом мире. Поэтому каждому из нас с вами, коль скоро являемся мы частью Церкви, нужно заботиться о самом важном – о вере, о сохранении веры, о преумножении веры, и о том, чтобы мы, подобно апостолам, могли поделиться нашей верой через добрую жизнь нашу, через добрые поступки с ближними и дальними нашими. В этом задача нас, как учеников, нас, как апостолов Христовых в этом суетном и многомятежном мире.  Аминь!»  

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.