Памяти отца Константина Мякишева

Интервью с отцом Константином Мякишевым, опубликованное в газете «Православный Симбирск» в преддверии Дня защитника Отечества в 2012 году, вошло в подборку лучших тематических материалов, которые отбирались к 20-летнему юбилею издания. Предлагаем вам ознакомиться с публикацией, посвященной священнослужителю, об упокоении души которого в святые дни Рождественского поста сугубо молятся духовенство и верующие Симбирской епархии.

 

В преддверии общенародного праздника Дня защиты Отечества мы побеседовали с человеком уникальной, можно сказать, судьбы, не понаслышке знающего о профессии «Родину защищать». На протяжении семи лет капитан Мякишев, которого прихожане Воскресенско-Германовского храма знают как отца Константина, стоял на страже воздушных рубежей РФ, служа в войсках противовоздушной обороны. 


– Батюшка, как случилось, что вы стали военным? Вы пошли по стопам родителя? 

– Да случайно все вышло. Я-то мечтал стать врачом, а друг уговорил меня подавать документы в Минское высшее военное инженерное училище ПВО страны. Другу не повезло, и он не поступил, а я закончил в 1993 году училище, получил новенькие лейтенантские погоны и направление в дивизион зенитно-ракетных систем С-300. Не в самое удачное время прибыл я в часть. Советского Союза уже не было, Михаил Горбачев, «лучший немец» в глазах Запада, вывел из Германии огромную массу войск буквально в чистое поле. Российская армия еще только зарождалась: самолеты не летали, флот стоял на приколе – не было горючего, а офицеры месяцами не получали мизерного жалованья и скопом увольнялись, устраиваясь охранниками, экспедиторами,таксистами или просто сторожами. 

– А вас, отец Константин, как приняли в части, как вы устроились? 

– Дали мне под командование взвод – три десятка разношерстных ребят. Нашей задачей являлось обслуживание и настройка локаторов: различные мероприятия проводить, чтобы ракетные комплексы всегда были в боевой готовности номер один. Не было порядка тогда в стране, в верхах шла драка за власть, трясло и лихорадило армию. Кто мог – откупались от призыва, и на пополнение с гражданки приходили и неучи, и пьяницы, и наркоманы. Приходилось учить, следить, чтобы не накуролесили чего-нибудь молодые бойцы, чтобы не изувечили друг друга или случайно не нажали не на ту кнопку. Жил прямо на территории части, приходил в казарму к солдатам в 6 часов утра и в 11 часов уходил, а еще сутками дежурил на боевой вахте. Ни выходных, ни отпусков два года не было. 

– Отец Константин, если в вашем подчинении были такие ребята, как сейчас говорят, из группы риска, то, наверное, были и моменты, когда в части возникали экстремальные ситуации? 

– Безусловно, гладко, как по маслу, служба не проходила, да она и не могла в то время так проходить: ведь в стране были разброд и шатание, и в армию брали всех подряд. Раз снял, можно сказать, из петли бойца, который решил свести счеты с жизнью из-за того, как оказалось, что получил письмо из дома, где сообщалось, что его девушка вышла замуж за друга. А в другой раз еще «чище». В подвале солдаты поставили бражку в огнетушителях, а они возьми да и взорвись. От этого сработала сигнализация, тревогу объявили химическую и пожарную, ракеты стали готовить к пуску, а они были нацелены на американские военные базы. Хорошо, что вовремя нашли причину суматохи. Ребята вместо бражки получили по 10 суток гауптвахты. Хватало всего: и приключений, и курьезов – но до трагедий, слава Богу, не доходило. 
Там, в части, лейтенант Мякишев и женился. Встретил молоденькую связистку Марину, влюбился без памяти и утонул в ее бездонных зеленых глазах. После скромной свадьбы молодых поселили здесь же, в солдатской казарме, отделив от солдат перегородкой из ДВП. Там же в 1995 году родился сын Валентин. Жили очень скромно, зарплату платили нерегулярно, два кило мяса, что давали пайком, трудно было назвать мясом, а рыбу даже кошка не ела. Еще в паек давали сухое молоко и яичный порошок, выручали блины, которые пекла изо дня в день жена и приносила ему на стартовую площадку. Тем не менее, жена не роптала, жили дружно, в мире и согласии – ведь они очень любили друг друга. Шли месяцы, годы. Константин Мякишев дослужился до звания капитана и должности командира роты. Жизнь как будто налаживалась, самое трудное осталось позади. Вот-вот должны были дать майора. И вдруг – крутой поворот. 

– А как офицер стал священником? 

– В 2000 году я принял решение уволиться из Вооруженных сил, давно уже задумывался, что армия не мой удел, что моя миссия в чем-то другом. А тут еще тяжело заболела жена, чуть не умерла. Она была в храме, когда ей стало плохо. Отец Александр Пивоваров, настоятель, привез ее домой, увидел меня, безутешного, обнял и попросил зайти к нему завтра в храм. Послушался тогда я его, пришел в Спасо-Преображенский собор Новокузнецка, да так и остался там на долгие шесть лет. Отец Александр принял самое деятельное участие в моей судьбе. Он не давал мне расслабляться, постоянно загружал какими-то поручениями: «Помоги, пожалуйста, здесь, давай сделаем то-то и то-то». Я ему помогал, мне это было интересно. Через некоторое время батюшка меня в алтарь отправил, на день рождение часослов подарил. Неся послушание в соборе, одновременно учился в Сибирском государственном индустриальном Университете и в 2003 году его закончил, стал экономистом-менеджером. Стал на алюминиевом заводе работать. В 2006 году меня рукоположили во диакона, а еще до этого по его же совету поступил в семинарию в Новокузнецке. Протоиерей Александр Пивоваров – личность в Сибири известная и авторитетная, в тюрьме советской три года отсидел за свои непоколебимые убеждения, он трагически погиб в автокатастрофе в мае 2006 года. По его последней, так сказать, воле 16 мая 2006 года состоялось мое рукоположение во священника.  Сначала служил в соборе, здесь мне очень нравилось, а потом направили меня в Междуреченск настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Приход был очень хороший, иконы в храме все писаные, сын был звонарем, а храм надо было еще достраивать. Народ в церковь ходил, даже татары. Одна женщина с двумя дочками покрестились. На улице 45 мороза, а у нас в храме минус 8. Ничего, мы сибиряки, к морозу привычные.

– А как же это, отец Константин, вышло-то, что вы из Сибирских краев очутились в Симбирских? 

– Дело в том, что к этому времени матушка у меня расхворалась совсем, и врачи настоятельно рекомендовали ей, если жить хочет, сменить Кузбасс, где воздух напополам с угольной пылью, на жительство в средней полосе России. В отделе по связям с Вооруженными силами Московского Патриархата протоиерей Дмитрий Смирнов предложил мне на выбор Рязань и Ульяновск. Я выбрал Ульяновск. По приезде сразу к Владыке Проклу. А он мне: «Иди помолись у Андрея Блаженного». Ну а потом удивительное дело – приехали мы с матушкой из Всехсвятского храма, меня Владыка к себе в собор взял. За свою недолгую жизнь много раз была возможность убедиться в том, что все, что ни делается, делается к лучшему. Я ведь никогда не думал, что стану священником, а Промыслом Божиим стал, чему очень рад. 

– И последний вопрос, что сегодня происходит с российской армией в свете последних преобразований? 

– Вы имеете в виду сокращение численного состава, военных училищ и модернизацию? Ничего смертельного не происходит. Все новое всегда встречается в штыки. Все утрясется со временем. И года службы достаточно для новобранца, если он будет военную подготовку проходить, а не дачи генеральские строить и траншеи копать. И оставшихся училищ хватит, если в них будут грамотно обучать. Нравственному оздоровлению и патриотической работе будут способствовать постоянное пребывание, а не от случая к случаю, священника в войсках, чтобы священник жил среди солдат, их жизнью, знал их проблемы изнутри. 

Петр СМИРНОВ

4 декабря, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, после продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Симбирской епархии протоиерей Константин Мякишев. Перед смертью батюшка принял монашеский постриг с именем Кирилл.

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.