Искушения Христа

 

 

Как часто в словаре христианина можно услышать слово искушение? На мой взгляд, очень часто. Мы этим самым искушением очень умело пользуемся, описывая и действительно сложные жизненные ситуации, при которых есть вероятность впасть в грех, повредить своей вере, и совершенно уж неловкие моменты собственной глупости, собственных ошибок, которые вполне могли бы и не совершать, но по своей злой воле совершили. Съесть мясо в среду – искушение; загулять с друзьями – искушение; обмануть, оговорить – тоже искушение или, как еще частенько говорят, бес попутал. Но вот последний не всегда подталкивает нас к ошибкам, мы часто сами осознанно совершаем их, а затем из-за стыда пытаемся свалить всю вину на некое искушение… Но что же это на самом деле такое? Искушение – это соблазн, это испытание человека, это также и некие действия, направленные на то, чтобы представить человека в невыгодном свете. Они могут исходить как от демонов, так и от других людей. Искушением называется иногда и внутренний помысел человека, который подталкивает его ко греху. Из священной истории мы знаем, что и Господь наш Иисус Христос подвергся искушению, то есть такому состоянию, в котором Ему было легко совершить грех, совершить такой поступок, который бы расходился с волей Божьей. Все это происходило сразу после того, как Он «исполнил правду Божию» – принял Крещение от Иоанна. Здесь можно вспомнить слова преподобного аввы Дорофея о том, что искушение идет следом за исполнением заповеди Божией, как тень идет за человеком. Исследователи текста Нового Завета подсчитали, что производные от слова искушение встречаются в тексте 21 раз и обозначают не только искушение, но и испытание. Таким образом, любое доброе дело испытывается на прочность, как и наше желание благой во Христе жизни испытывается на верность.

В тексте Евангелия от Марка мы видим, что Мессию Иисуса «немедленно после того (т.е. крещения) Дух ведет в пустыню и был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями. И ангелы служили Ему». Интересно, что в греческом тексте Дух не просто «ведет», как переведено на русский язык, а буквально «выталкивает, выбрасывает» Иисуса в пустыню. Марк в принципе частенько использует грубые слова в своем Евангелии, но тут можно увидеть и глубокий богословский смысл. Это греческое слово ekbaleii в данном контексте подчеркивает то, насколько един был человек Иисус и Дух Божий, то есть все человечество Его пронизано Духом; все, что Он делает – Он делает силой Бога. Отсюда и такой мощный глагол «выталкивает, выбрасывает».

Христос пробыл в пустыне сорок дней. Эта цифра тоже не случайна. Ведь именно столько по пустыне водил богоизбранный народ Моисей. Вообще и сама пустыня – это место испытаний, место, где определяется верность человека Богу и степень доверия человека Богу. Сорок – это некий ограниченный срок испытания, искушения. Поэтому и Христос, Которому предстоит вывести все человечество из «пустыни рабства греху», испытывается сорок дней.

Итак, перед нами картина в которой есть Мессия, пустыня, звери, ангелы и сатана. Ничего не напоминает? Конечно же, здесь скрыта аллюзия, которой в дальнейшем очень часто будут пользоваться авторы сугубо богословских и литургических текстов. Христос есть Новый Адам. Взгляните на историю первого человека. он находится один в раю. Это тоже пустыня, в смысле одинокого места. Рядом с ним звери, которым он – первый человек – нарекает имена. Он находится с ангелами – вестниками Божиими. Его искушает сатана и он падает. Только вот история Нового Адама – Христа Иисуса – иная. Он принимает служение ангелов, он не уязвляется зверями, но он и не падает от искушений сатаны. В этом он отличен от Адама и этим Он восстанавливает нарушенный ход развития человеческой истории. Воля человеческая во Христе не разошлась с волей Божией.

Ничего не говорится о питании Господа. Но это только на первый взгляд. Ангелы «служат». Вот это самое служат – в переводе с греческого буквально означает «прислуживать при столах». Отсюда, кстати и слово диакон, которое переводится, как служитель. Первоначально диакона прислуживали при совершении Евхаристии, разнося пищу. Таким образом, ангелы кормили Иисуса в пустыни, но какой пищей нам неведомо. Конечно, есть и иные толкования, но это кажется вполне разумным.

Марк не говорит нам о том, как конкретно был искушаем Христос. Об этом мы имеем читать в евангельском повествовании Матфея и Луки. У этих апостолов мы находим более развернутые рассказы о том, что происходило со Христом в пустыне. Стоит сказать, что согласно Луке и Матфею Иисус не вкушал никакой пищи вообще. Это вполне укладывается в иудейское представление о посте. Мы знаем, что их пост не предполагал вкушения пищи в принципе и поэтому таких длительных постов, как у нас у иудеев нет.

Так вот, после длительного поста Иисус взалкал и тут-то приходит демон, сатана и начинает Его искушать. Стоит сказать несколько слов о том, кто такой сатана. В библейском богословии чаще всего это одно из наименований диавола, падшего духа, дословно переводящееся как «противник, оппонент». Взгляните, в рассматриваемом нами сюжете злой дух – сатана, противостоит или оппонирует Иисусу, Которого ведет Дух Божий.  Но не всегда сатана имя собственное. В таком значении это слово может использоваться и в применении к людям и к некоторым обстоятельствам, препятствующим доброму решению. Ну, вспомните хотя бы, что Иисус сатаной называл апостола Петра, в тот момент, когда последний противился тому, чтобы Мессия шел на вольную Свою смерть. Справедливости ради скажем, что совсем уж дословно в отношение Петра сказано «отойди позади Меня», то есть Иисус не прогоняет апостола, но говорит ему следовать, а не противиться Учителю. Но вот в пустыни, конечно, сатана используется как имя собственное.

От Мессии требовались чудеса. Он должен был творить те чудеса, которые творил Моисей, которые описаны в Писании, поэтому логично, что в пустыни сатана требует от Христа чудес. Один из виднейших на мой взгляд современных профессоров Нового Завета архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) видит в этом рассказе искушений в образе сатаны весь иудейский народ, который требует от Мессии чудес в том смысле, который они вкладывали в дела Мессии – материальный.

Удивительно, что и наш Господь и диавол разговаривают, цитируя слова Священного Писания. И если Иисус делает это, как Сын Божий, то сатана предстает перед нами, как самый настоящий искуситель, обольститель, способный на любые уловки, даже на произнесение слов Писания. Он предлагает последовательно превратить камни в хлеб, броситься с крыла Храма и остаться живым, а затем поклониться ему, получив за это все царства мира. Правда, последние два предложения диавола в Евангелиях излагаются в разных последовательностях, но это не существенно. Что же существенно?

Во-первых от Иисуса требуется материального блага – еды. В представлениях иудеев Мессия, придя на землю, снимет гнет иноземного владычества и предложит высшие блага верному Богу народу, эти блага материальны и измеримы, они вполне себе чувственны. Иисус отвергает это! Он говорит: ни хлебом единым будет жив человек. Он отвергает то, что сейчас назвали бы экономической составляющей, Христос во главу ставит, конечно же, иное – собственную жертву за весь род человеческий, а не питание некоей его части, обращенность к Богу и слову Его. Это с одной стороны, если видеть в рассматриваемом пассаже прообраз требований иудеев в требованиях сатаны. С другой стороны, стоит отметить, что Христос никогда не совершает чудес ради Самого Себя. Он ведь будет кормить других людей, но Он не будет совершать чудес, только ради того, чтобы доказать кому бы то ни было Свое Богосыновство.

Затем сатана предлагает совершить чудо Иисусу – свергнуться с высоты и остаться живым, при этом диавол цитирует псалом 90, естественно хорошо Иисусу известный (если не сказать Им Самим и инспирированный). Мессия же отказывается совершить чудо, исключительно ради самого чуда. Не следует искушать Господа, – говорит Он. Вера должна рождаться не от того, что мы будем видеть нечто чудесное постоянно, но «блаженны не видевшие и уверовавшие». Господь говорит, что не стоит предпочитать фрагмент Писания всему Писанию. Только выбравшему верность всему Слову Божиему Бог будет Господом.

Ну и в завершении мы становимся свидетелями сильнейшего искушения – искушения властью. У нас есть такая поговорка: «хочешь узнать человека – дай ему власть». И, смею заметить, она абсолютно правдива. Сатана возносит Христа на высокую гору и показывает Ему все царства мира, предлагая их в обмен на поклонение ему – сатане. Обратите внимание, что сатана говорит о том, что именно ему принадлежит вся власть над миром и именно он дает ее тому, кому сам сочтет нужным. То есть этот обладатель призрачной власти над миром пытается соврать Богочеловеку, Которому известно, Кто на самом деле является Вседержителем всего сотворенного. И вот здесь-то Христос произносит решительное «отойди от меня сатана»! Все царства мира должны добровольно принять Христа, но не насильно войти в ту новую реальность царства, которую Он принес на нашу землю. Никакого политического могущества не ожидал Христос, Он не желал построить земное Божие Царство, Он призывал к иному Царству, Которое есть не пища или питие.  Отвлекаясь от богословия, скажу, что в Испании, а точнее сказать в Каталонии есть такая гора Тибидабо, название которой переводится как «Тебе даю». Наивные каталонцы считают, что именно на ней происходил этот последний диалог Христа и сатаны. Кстати сказать, сейчас там находится храм с прекрасной статуей простирающего ко всему миру руки Христа.

И вот после всех этих трех искушений ангелы начинают служить Иисусу, согласно Матфею, то есть наконец-то Он сподобился пищи, претерпев все испытания.

Все то, что переживал Иисус, Который есть Мессия, переживаем и мы, ежедневно искушаясь материальным благополучием, желая получить от Господа быстрые уверения в Его могуществе и силе, стремясь к власти, будь то семья или работа… Взгляните, какая глубина в небольшом отрывке Писания. Вся казалось бы большая наша жизнь уложена в эти несколько стихов и нам же дан образ того, как необходимо поступать в этих ситуациях. Принять этот образец или нет – наша воля и дай Бог быть нам испытанными, но остаться верными, призвавшему нас Христу!          

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.