Об учениках, учении и Сыне Человеческом

Искушения, как я уже говорил ранее, бывают человеку для совершенствования, для испытания его крепости. Из Евангелия мы видим как стойко справился с ними Христос, отражая все дьявольские хитрости и уловки. И вот конец поста в пустыни становится началом так называемого общественного служения Господа нашего Иисуса Христа. В этом служении будут чудеса, будут непонимания со стороны близких и дальних, неприязнь и сильнейшая любовь и преданность, будет очень много того, с чем каждый из нас сталкивается в своей жизни. Как относился к этому вочеловечившийся Бог? Понять это для нас предельно важно, ведь, как пишет апостол Павел: в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Но обо всем по порядку.

После того, как Иоанн Предтеча, к тому времени уже имевший множество последователей, объявил, что Иисус из Назарета есть «Агнец Божий», к последнему стали присматриваться, Он вызывал интерес иудеев и поэтому у Него начали появляться первые слушатели, ученики.

Об ученичестве и учительстве стоит сказать несколько слов. Христос не был привычным учителем (Равви) для своего времени. Привычно – это когда ты сидишь, а вокруг тебя собираются ученики. Христос же был странствующим. Но это не было столь уж необычно. Странствующие учителя все-таки были. В те времена учение, знания – это товар. Знаниями торговали, было много шарлатанов, наподобие тех, что сейчас предлагают приобрести какую-нибудь биодобавку, которая избавит разом и от всего. Были и вполне обыкновенные странники, которые приходя собирали вокруг себя малый круг учеников и передавали знания. Трансляция знаний «из уст» была привычной и распространенной. Учитель сам когда-то получил в свои уши информацию из уст своего учителя и теперь передает ученику. Всю эту цепочку можно проследить. Но вот иногда случалось, что знания передавались не по привычной цепочке, а с Небес, от Господа и тогда это называлось «учение от власти». Это явление редкое, сверхъестественное и от того, конечно же, еще более привлекательное. Так вот все то, что делал Иисус – было от власти. Он говорил, Он учил, если вы помните Евангелие, «как власть имеющий» (Мф. 7:29). Поэтому Его учение всегда собирало толпы, поэтому оно возбуждало, кто-то пытался наброситься на Него и свергнуть с горы, кто-то навсегда становился учеником Иисуса, но никого Его учение не оставляло холодным. Вот это то, что значит «не мир я принес, но меч» (Мф.10:34). Его учение – это то, что рассекает слушателей на приверженцев учения от власти и тех, кто его отвергает. Кроме того, мы встретим у Марка удивление окружавших Христа «что это за новое учение»? В греческом языке можно два слово перевести на русский прилагательным «новый»: neosи kainos. Первое слово означает новый в ряду привычных событий: новый день, новый год, новая модель телефона в линейке какой-то марки. А вот второе слово – это нечто онтологически новое, то, чего еще не было, ну вот вспомните как относились все к появлению беспроводных телефонов, сотовой связи, это всегда что-то принципиально новое. Учение Христа kainos.

И вот среди самых первых учеников, а скорее на тот момент еще просто интересующихся, евангелие выделяет Андрея, брата Симона Петра, которого мы привычно именуем Первозванный, а также сам автор евангелия, который по смирению себя в нем никогда не называет – Иоанн. Андрей приводит Симона, которого Иисус называет Кифой или Петром. После этого обретает Филиппа и его брата Нафанаила, которым и обещает видение открытых Небес и ангелов, восходящих и нисходящих с них (Ин. 1:51).

Во время встречи с Симоном Иисус не просто «взглянул на него», как говорит нам синодальный перевод, но «устремил пристальный взгляд». Христос всматривается в судьбу будущего Первоверховного апостола и потом говорит ему, что со временем он будет называться Кифой, что в переводе на греческий звучит как Петрос, а дословно на русском означает «скала, камень». В дальнейшем это станет основой для игры слов «Ты – Петр и на сем камне я созижду…».

Именно среди первых учеников мы слышим, что Иисус «Мессия», «Учитель», а Сам Себя Он называет «Сын Человеческий». И если с учителем и Мессией нам более или менее понятно, то вот именование Сын Человеческий требует внимания.

Иисус часто использует это выражение в применении к Самому Себе. К примеру, если слово Мессия или Христос у Марка встречается 7 раз, то «Сын Человеческий» – 14, а у Матфея – 31. Вообще это выражение есть в арамейском и в иврите. Везде оно может использоваться как просто человек, в его противопоставлении Богу и как человек, наделенный особенной властью (в арамейском) или в специфическом смысле ,как Тот, Кому будет дана власть, и Суд, и владычество (еврейский). Вот характерный отрывок из Ветхого Завета, а на тот момент единственного Священного Писания у иудеев. После того, как миром правят четыре зверя, приходит совершенно Иной. «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14).

Конечно, никогда Иисус не называл Себя напрямую Мессией, не называл Себя Богом или Сыном Божиим, в это нужно было поверить. Если бы Он вдруг сказал, что Он – Мессия, то тут же случилось бы то же самое, что было в пустыне с сатаной. Народ бы начал требовать чудес, знамений, претворений камня в хлеб. Иисус этого не хотел, ему важно, чтобы вера была свободным актом, свободным волеизъявлением человека. только однажды он откровенно скажет на вопрос «Ты ли Сын Благословенного?», что Он есть «Сын Человеческий». Что последовало за этим? Первосвященник раздирает свои одежды! А Христа приговаривают ко кресту…

Однако мы должны понимать, что Писание окружение Христа знало хорошо и, когда Он в присутствии учеников говорил, что увидят «ангелов, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому», то Он прекрасно понимал, какую вызовет у них ассоциацию.

И все-таки вновь и вновь отметим ту мудрость, с какой проповедовал Христос: никогда не насилуя сознание человека, никогда не давя на него, всегда только предлагает Свет, Истину, Жизнь. Да, каждому, кто соприкасается с этим учением, приходится определиться с Ним он или против Него, будет ли он собирать или расточать, но Сам Христос в Своих речах всегда говорит о Сыне Человеческом в третьем лице, Он всегда очень бережлив к окружению, чуток. Важно было не собрать много людей, но привлечь к Небесному Царству тех, кто свободно готов оставить все, ради того, чтобы войти в него и там вечерять с Ним, что, собственно, предлагается и всем нам!

 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.