«Бог любит каждого из нас так, как будто Ему больше некого любить»

Эти слова сказал некогда блаженный Августин. Эти слова хорошо помнить всем нам и всякий раз, когда мы не можем простить кого-то вспоминать именно их. Почему их? Да потому, что Христос призывает нас к тому, чтобы каждый был совершенен, как совершенен Отец наш Небесный. Этот призыв звучал во время земной жизни Иисуса из Назарета, Мессии, положившего свою жизнь за вечную жизнь каждого из нас. О Себе Самом Господь говорил во второй части беседы с Никодимом, на которой мы остановились в прошлый раз. Рассказав о таинстве вступления в Церковь, о таинстве пакирождения, Христос начинает говорить о Боге и Его отношении к миру. «Никто, - говорит Он, - не восходил на Небо, как только сшедый с Небес Сын Человеческий, сущий на Небесах» (Ин. 3.13). Это нелегкий фрагмент. В истории толкования предлагалось видеть в нем переносное значение глагола «восходить». То есть представлялось, что речь идет о том, что Иисусу открыты все Небесные тайны, что, конечно, бесспорно, а иначе как бы Он был Богом? Но на самом деле, этот фрагмент говорит о том, что дело Христа – уникально и ни один человек не мог быть на Небе, не пожив сперва на земле и только Он – Сын Человеческий – был прежде и в момент речи является пребывающим на Небесах Своей божественной природой. Это сложные богословские истины, к которым мы не привыкли обращаться в повседневности или которые очень часто мы оставляем для тех, «кого это интересует» - для специалистов-теологов. Однако именно в них кроется секрет нашего спасения, кроется великая тайна благочестия. Сын Божий, оставаясь Богом, стал еще и Сыном Человеческим. Он сошел с небес не в примитивном, буквальном смысле, но совлекся Своей славы, присущей Ему в силу Божества и вот Он стал Сам во всем подобный человеку, то есть мне и тебе, читатель, Он знает все наши состояния, Он Сам их пережил здесь на земле. Ему знакомы радость и тоска, голод и усталость, слезы скорби и слезы молитвы, сомнения и твердость, гнев и удивление. Все это Он пережил Сам и во всех этих состояниях Он не впал в грех, Его человеческая воля не разошлась с божественной, как это часто бывает у нас. Любое сомнение заканчивалось уверенностью и доверием Богу. Сошедый с Небес жил здесь на земле, но во время этой жизни Он не переставал быть и Богом. После спасительной миссии на земле Он вознесся на Небо, но вознесся вместе с человечеством и поэтому наша человеческая природа почтена этим единством с Богом и поэтому каждый из нас может быть храмом Святого Духа, каждый из нас может сам стать святым! И эта возможность есть у нас по причине любви («Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» Ин. 3:16) – того, о чем мы так часто говорим, но что так же часто остается нами абсолютно не понятым. Ведь мы в любви желаем более всего обладать объектом этой любви и наслаждаться фактом обладания. Мы хотим, чтобы любимый нами человек был таким, каким мы его представляем, чтобы он радовал нас, чтобы приносил удовлетворение. Иногда «любовь» наша простирается до того, что мы готовы фактически уничтожать объект любви, сковывая его свободу, выстраивая его жизнь так, как хочется нам самим, не слыша и не желая слышать чего же хочет он на самом деле.

В действительности же, любовь – это нечто большее, чем просто сфера эмоционального комфорта. Эмоциональное сопровождение – следствие глубокой онтологической природы любви. Мы знаем любовь лишь потому, что сами есть образ Божий, а Он – Любовь Совершенная. Но как часто бывает в этом мире, все подвержено искажению, крайностям. Быть может поэтому и в любовь пробирается эгоизм, то, что по сути совершенно противоположено ей. Любовь - это всегда слышать, сострадать и соучаствовать, не ограничивая главного – свободы. Любовь это очень часто жертва и самый большой пример любви – Христос! Ведь Он принес Себя в Жертву за весь мир. Сейчас мы вспоминаем страшные годы войны, когда множество людей, миллионы солдат приносили себя в жертву за свою страну, за свои дома и семьи, за тех, кого они любили. Нисколько не умоляя их подвига, скажу, что умирать за тех, кого любишь и кто любит тебя, наверняка ведь легче, чем за тех, кто тебя ненавидит, кто борется с тобою, кто противостоит тебе. Христос совершил такую жертву – Он пострадал за каждого, кто жил, живет или будет жить на этой земле. За каждого, кто любит или ненавидит Его, кто с Ним или против Него, ибо каждый человек – есть образ Его и каждого Он любит так, словно Ему больше некого любить.

В продолжение беседы с Никодимом Иисус говорит «Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него». Как же так? Ведь все мы знаем о том, что мир ожидает великий и страшный Суд? Господь говорит здесь в первую очередь о том, какой Мессия на самом деле. Иудеи ожидали увидеть в Нем строгого судью, который осудит языческий мир и приведет иудейский народ к главенству над миром, к комфортному существованию, к благому и длительному царству на земле, но Мессия – Иной. Он не пришел судить, но пришел спасать. Хотя само Его явление – суд этому миру. Он есть Свет. Он светит всем, ибо Истина открыта для каждого. Но самый этот свет и есть суд для человечества. Тому, в первую очередь суд, кто возлюбил тьму больше, нежели свет. Христос, Его благая весть, Его слово Истины касается всех нас, но только те, кто любит свет, кто готов ходить в нем, кто стремится к нему, благодарно принимают Его он спасителен. Остальные же, ходя во тьме, сами осуждают себя. Не надо представлять Бога строгим и мстительным судьей. Нет, Он есть Любовь Совершенная, живая и созидающая, но мы сами осуждаем себя тогда, когда не готовы к этой любви, не хотим ни принять ее, ни жить по ее закону. Любя этот мир, любя его логику (воздаяния равным за равное, «око за око») мы искренне судим себя перед этим всем равно светящим светом. Господь ожидает нашей свободной веры, свободной надежды на Него и любви, а мы часто даем Ему лишь нашу утилитарность, пытаемся использовать Его для подкрепления своих просьб, мелких нужд… В этом и совершается суд, каждый день, когда мы делаем выбор между поступками, словами, желаниями. Суд совершаем мы сами, а Бог желает нам спасения и все соделал для того, чтобы нам воспринять это спасение. Он оставляет нам свободу выбора: быть во свете или любить тьму, более него. Этой свободой все мы и пользуемся, эта свобода и есть наше главное испытание и, вместе с тем, наш суд. Бог же неизменно любит каждого из нас, всегда, даже когда мы ошибаемся. Давайте попробуем и мы не изменять Ему в любви с этим миром, внимательно избирая путь света, меры и того, что так сложно бывает понять, но так необходимо каждому из нас – любви!

 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.