Протоиерей Дмитрий Савельев: праздновать День рождения Церкви следует в храме Божьем

Слово ключаря Спасо-Вознесенского кафедрального собора в преддверии праздника Святой Троицы.

Праздник Святой Троицы относится к числу важнейших двунадесятых праздников церковного года. Наряду с праздником праздников Пасхой и Вознесением Христовым День Святой Троицы знаменует важнейшее событие спасения человечества, совершенное благим Промыслом Божиим. В этот день спасительное действие Божие достигло своей полноты. Святой Дух сошёл на апостолов, наполнил их души различными духовными дарами, сделал их способными к подвигу распространения Благой вести по всей земле. Этот день считается днём рождения Церкви Христовой.

«Правильно праздновать» день рождения Церкви следует, прежде всего, участием в праздничном богослужении. Литургия в день Пятидесятницы имеет свои особенности. Сразу после её окончания следует Великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. 

В первой молитве верующие исповедуют свои грехи перед Отцом Небесным, испрашивают благодатной небесной помощи, молятся о ниспослании Ангела хранителя и соединении всех в единое Царство Божие. Во втором молитвенном коленопреклонении Церковь молится Сыну Божию, Сиянию Отчему о ниспослании Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия и просит научения правильной молитве. В третьем молитвословии к Сыну Божию Церковь просит подать верующим благодать (духовное содействие) приносить Богу Трисвятое славословие. Особенно же молится об упокоении всех почивших в надежде воскресения и жизни вечной.  

В день Святой Троицы также как и в другие двунадесятые праздники верующие призываются посвятить своё время храмовой молитве, радостному праздничному общению с родственниками и единоверцами, духовным размышлениям, добрым делам, в которых проявляется их  деятельная любовь к ближним. Желательно не нарушать настроение праздника какими-то хозяйственными работами, трудом для зарабатывания денег или крупными бытовыми делами. Особенное значение среди народных запретов имеет День Святого Духа, который празднуется на следующий день после Пятидесятницы. В день Святого Духа традиция призывает христиан воздержаться от всех сельскохозяйственных работ, поскольку в этот день, по образному народному выражению, «Земля именинница». Наши предки понимали ограниченность человеческих возможностей воздействия на природу и хотели оставить символическое место для оживотворяющего и усовершенствующего влияния на неё Духа Божия. 

Народные традиции и приметы – это способ адаптации наших предков к непонятному, непредсказуемому и часто опасному для них миру. В народных приметах есть элементы рационального познания и житейского опыта, например, касающиеся предсказания погоды. Но есть и следы попыток влияния на жизнь и судьбу человека посредством различных магических практик. Церковь выступает против всякого рода колдовства и гаданий, направленных на умаление, а порой и полное лишение человека полученного им от Бога дара свободы. 

Заплетание венков нередко сопровождалось различными словесными приговорами и заклинаниями. Сплетение стеблей и веток в сложный узор символизировало сплетение смыслов произносимых при этом слов. От такого «заветного» венка ожидалось какого-то чудесного воздействия на реальную жизнь людей. Выступая против магии, Церковь борется не столько с тем злом, которое гадатели и ворожеи могут причинить окружающим людям, сколько с вредом, который увлекающиеся языческой мистикой причиняют самим себе. Колдовство – в большей степени грех, чем злодейство. Христиане не боятся языческой магии, поскольку «мы знаем, что идол в мире ничто» (К Коринфянам 8:4). Церковь всегда старалась просветить «тёмные» народные традиции, настоящее назначение которых чаще всего давно забыто потомками, светом истинной веры.

Среди традиций праздника Троицы есть такие, которые достаточно легко объяснимы историческими обстоятельствами возникновения этого праздника. Ветхозаветная Пятидесятница праздновались после весеннего праздника Ветхозаветной Пасхи. По преданию именно в этот день Моисей получил от Бога скрижали с заповедями Десятисловия. Гора Синай в это время была покрыта весенней зеленью и цветами.    

Наверное, украшение жилищ и храмов зеленью в день Святой Троицы берет своё начало именно с тех древних времён, когда спутники Моисея радостно переживали получение Откровения Божия, соединившееся по времени с расцветом живой природы. 

Для христиан полнота действия спасительного домостроительства Божия ощущается в том числе и как полнота внешнего телесного бытия. Этот расцвет внутренней духовной жизни как нельзя лучше иллюстрируется весенним расцветом обновляющейся природы. Украшаются не только храмы и жилища. Люди нередко выходят в леса и рощи, на луга и на берега водоемов, чтобы близостью к естественным природным ландшафтам напомнить себе о красоте Божьего мира. А весеннее обновление и свежесть природы ощутить в том числе и как знак обновления собственной души. 

Традиции Троицких гуляний на Руси были столь сильны, что в годы гонений советская власть не могла отмахнуться от них простыми запретами и репрессиями. В противоположность им был придуман специальный советский  праздник русской березки, в котором организаторы старались наполнить традиционные формы каким-то выдуманным советским, светским, а по существу языческим содержанием. С прекращением гонений на Церковь Россия возвращается к  исконному христианскому смыслу этих традиций. 

Особым днём, имеющим непосредственное отношение к празднованию Троицы, является Троицкая родительская суббота. Поскольку этот праздник является днём рождения Церкви, то понятным становится особенно острое и осознанное переживание верующими единства Церкви земной и церкви небесной. Обе части церкви взаимно заботятся и взаимно поддерживают друг друга. Действием этой духовной поддержки усопших родственников и близких со стороны их потомков стало молитвенное поминовение всех членов Церкви Небесной на заупокойной службе Троицкой родительской субботы.

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.