Зачем верующим теология?

В Москве прошла Первая Всероссийская научная конференция «Теология в гуманитарном образовательном пространстве». Сообщения о выступлениях основных участников конференции можно найти в интернете и печатных СМИ. Не буду заниматься простым освещением событий, дублированием того, что журналисты делают гораздо лучше меня. 

Поделюсь немного своими впечатлениями от участия в этом важном для российского образования и науки событии. Знаковый характер его не вызывает сомнений. Торжествующая интонация, с которой руководители Российского образования и науки рассказывали о трудном пути признания правового статуса теологии среди других гуманитарных наук, произвела бы глубокое впечатление даже в том случае, если бы присутствующие не вслушивались с глубоким вниманием в содержание каждого произносимого слова. Кто-то в кулуарах уже охарактеризовал происходящее как конференцию победителей. 

Что же произошло на самом деле? 

По моему мнению, случившееся в Москве событие отразило важное изменение в общественном сознании. Религиозное мировоззрение вышло из своеобразного «гносеологического подполья», в которое оно было вытеснено гонениями предшествующей эпохи. Вспомним опубликованное всего несколько лет назад письмо российских академиков против введения предмета "Основы православной культуры" в школьную программу. Пафос этого громкого заявления состоял именно в том, что люди, считающие себя главными представителями науки в обществе, протестовали против введения религии в область «приличного» и общепринятого. С их точки зрения религия являлась чем-то маргинальным, порождением невежества и предрассудков, терпимым только в качестве пережитка «темного» прошлого, ещё не преодоленного, к их глубокому сожалению, непобедимым поступательным движением научно-технического прогресса.

 Академики ошибались. Научно-технический прогресс таит в себе не меньше мифов, темных суеверий и серьезных опасностей для человечества, чем та область жизни, к борьбе с которой они призывали общественность. Сегодня этот символический меч авторитета науки вырван из рук воинствующих атеистов. А действительно сложная и полная тайн область духовной жизни может быть с большей свободой освещена познавательной мощью научного метода. 
 

Многие выступающие на конференции говорили о пользе теологии для укрепления человеческих начал в личности профессионалов, которых готовят вузы. Выпускник должен быть не просто хорошим физиком, химиком, инженером или управленцем, но иметь в душе те ценности и добрые качества, которые позволят ему без вреда для себя и общества применять полученные в ходе образования знания, умения и компетенции.
 

Но у меня во время слушания этих интересных и эмоциональных выступлений в голове возник другой вопрос. Понятно, зачем нужна теология безбожному миру. Привычной дорогой научного познания он может соприкоснуться с идеей Бога и тем самым обогатить и расширить свой взгляд на окружающую действительность. Но зачем теология верующим? Представления о Боге и Его отношении к миру и человеку они (то есть, мы) получили посредством вхождения в живую религиозную традицию. Вероучение традиционных религий складывалось веками. Стоит ли заострять особый теоретический разум для того, чтобы сегодня оттачивать словесные формулировки своей веры? Стоит ли тратить силы и средства на создание или развитие соответствующих научных и образовательных институтов? 


Безусловно, это необходимо делать! Это нужно делать не только для того, чтобы обеспечить связь религии с невоцерковленным миром через социальный институт науки, не только для того, чтобы получить убедительность в глазах общества посредством овладения общими для всех нормами и стандартами научного мышления. Развитие теологии необходимо верующим прежде всего в интересах самопознания. Ведь человек создан по образу и подобию Божию. Бог является предельным обобщением и идеальным прообразом нашей собственной человеческой природы. Познавая Бога и наши отношения с Ним, мы познаём самих себя, раскрываем собственное сущностные содержание, укрепляем свою человеческую идентичность. Только на этой основе мы можем подойти к решению тех проблем и вызовов, которые ставит перед нами современная ситуация нашей общественной и духовной жизни. 
 

Конечно, наука - достаточно ограниченный по своим познавательным возможностям инструмент. Но не использовать его по этой причине, значит обречь верующих на отставание от представителей других социальных общностей, сделать их голос менее громким и убедительным при обсуждении проблем, стоящих перед всем человечеством.

 

Протоиерей Дмитрий САВЕЛЬЕВ

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.