«Вода, текущая в жизнь вечную». Иисус и самарянка

Иисус во время земной жизни немало беседовал с людьми. Для многих Он был Учителем, а это предполагало постоянную коммуникацию, да и из текста Писания мы знаем, что Он часто обращался с проповедью, словом наставления к людям, Ему было жалко их, ибо они были словно не имеющие пастыря стадо. Но однако же не все личные беседы были удостоены сохранения их в тексте Нового Завета. Такие подробные беседы сохранились между Иисусом и Никодимом, Иисусом и Пилатом (хотя там больше недоуменный монолог Пилата) или Иисусом и самарянкой.

В город Самарянский не ходите (Мф. 10:5), - говорится в Евангелии от Матфея. Такое повеление давал Сам Иисус, но вдруг мы видим, что Он беседует с жительницей этой области. Стоит немного сказать об отношениях между иудеями и самарянами.

Между этими двумя народами был серьезный религиозный конфликт, имеющий исторические предпосылки. Когда-то евреев забрали в Вавилонский плен, а их города заняли переселенцы, бывшие язычниками. Их, конечно, научили «бояться Бога», но от них не требовался полный отказ от почитания других богов. Когда евреи вернулись, то некоторые из них стали заключать с потомками этих переселенцев браки. Результат этой ассимиляции и называли самарянами. Их не пускали к восстановлению Храма в Иерусалиме и они построили свой храм, что вызвало гнев у иудеев, так как храм может быть только один и быть он может только в Иерусалиме. Конфликт был настолько сильным, что иудеи даже не разговаривали с самарянами, а те, в свою очередь, не особо приветствовали евреев, проходящих по своей территории, так что последние должны были огибать ее. А если кто из иудеев и заходил на территории к самарянам, то получал от них изрядную порцию недоброжелательности.

Иисус Мессия первоначально считает важным обратить проповедь о Небесном Царстве к иудеям, поэтому и дает Своим ученикам распоряжение не входить в город самарянский, но со временем, Он Сам входит в общение с самарянкой и даже в одной из своих притч высоко оценивает добродетель жителя Самарии. Я думаю, что для первоначальной проповеди было важно не давать иудеям повода упрекнуть учеников Иисуса в нарушении каких-то распространенных норм, но со временем Иисус, что называется, Сам «рушит барьеры».

Содержание беседы Христа с самарянкой настолько важно, что этой теме посвящен один из постпасхальных воскресных дней. Остановимся на принципиально важном моменте этой беседы.

Иисус утомился от пути, ибо шел Он «в шестой час дня», что по нашему времени полдень, то есть самая сильная жара, когда никто обычно не выходит из дома. Сел возле колодца, вероятно просто на землю. Один из комментаторов текста отмечает, что ученики не так сильно устали и пошли в город за едой (что тоже весьма удивительно, ведь иудеи не сообщались с самарянами), а с Иисусом вероятно мог остаться сидеть где-то рядом один из Его учеников – Иоанн. Колодец этот был достаточно глубоким, около 30 метров, и почерпнуть оттуда воды было не так-то просто. Вокруг этого и разворачивается известный диалог с женщиной, которой Иисус открывается как Мессия. Здесь удивительно и то, что Он открывается ей (ведь даже с учениками Он не говорит о Себе как Мессии) и то, что вообще говорит с женщиной. Раввин или Учитель не должен публично разговаривать с женщиной по иудейским традициям, тем более с самарянкой. Но вот Христос говорит, а значит Его дело – для всех людей без исключения, ровно, как и спасение, которое Он принес на нашу землю.

Воду, о которой говорит Он самарянке, предлагает Иисус как дар Божий. Таким же даром выглядела и вода в колодце Иаков, возле которого идет беседа. И если самарняка подразумевает именно эту воду, то Иисус говорит о другой воде – воде жизни. Как и в разговоре с Никодимом, слушатель понимает слова Христа буквально, тогда как Он говорит в переносном смысле. Интересно, что иудеи часто говорили о жажде Бога, о том, что душа жаждет «живой воды Бога». Поэтому и неслучайно в устах Спасителя слышать такие образы.

Вся сущность разговора с самарянкой в том. Что Иисус открылся ей как Спаситель, как Мессия, Которого ожидали, Который сможет наконец-то удовлетворить постоянную потребность души человека в живой воде, напитать эту душу. Не знаю, знакомо ли вам, читатели, такое состояние, когда что бы ты ни делал, чем бы ты себя не пытался увлечь, душа продолжает чего-то искать, душа продолжает оставаться в некотором томлении. Часто бывает так, что мы отождествляем счастье жизни с какими-то наборами благ, с тем, что обеспечивает наш комфорт. Затем мы начинаем задумываться о том, как сохранить этот комфорт, думаем о безопасности, затем начинаем думать о более абстрактных вещах… в современной социологии очень модны такие пирамиды, но на всех этажах этой пирамиды всегда были и будут такие состояния, которые человек попросту не может преодолеть самостоятельно. Мы пытаемся заполнить пустоту своей души культурой, а чаще субпродуктом культуры, пытаемся найти удовлетворение в каких-то более значительных вещах, таких как благотворительность или меценатство, но без наполнения жизнью, живой водой понимания цели своей жизни все эти искания, даже самые чистые, остаются недостаточными для того, чтобы утолить жажду нашей души. Христос знает как напоить человека живой водой, водою самой жизни, ибо Он есть сама эта Жизнь. Он – полнота наполняющего все во всем. Он – бытие как таковое, а мы лишь причастники этого бытия, поэтому и Он есть самый полный Источник насыщенности жизни. Благодаря Ему становится понятной наша деятельность здесь на земле, ибо она имеет продолжение в жизни будущей, ибо тогда мы знаем, что трудимся для Небесного Царства, которое предначинательно можем увидеть уже здесь на земле, когда Сам Христос является посреди собирающихся во имя Его, будь то евхаристическое собрание в Церкви или поход для доброго дела вне литургии.

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.