К 465-летнему юбилею совершения первой Литургии на Симбирской земле

19 августа исполнилось 465 лет со дня совершения первой литургии на Симбирской земле. По реке Сура пролегала некогда граница между владениями московских князей и казанским ханством. Именно сюда направил свое войско молодой князь Иоанн Васильевич во время третьего Казанского похода и здесь же было заложено Промзино городище – современное Сурское. В день Преображения Господня – 19 августа 1552 года – войско не двигалось, а сопровождавший князя Иоанна священник совершил первую на нашей земле Божественную литургию. Об этом знаменательном для жизни нашего края событии мы побеседовали с доктором культурологии, профессором кафедры истории и культуры УлГТУ Владимиром Гуркиным.

– Владимир Александрович, как удалось узнать о дате совершения первой Литургии на Симбирской земле? Сохранились ли письменные источники, в которых зафиксировано это событие?

 – Множество легенд, которые рассказывают об истории нашего края, связаны с именем Ивана Грозного. И это неслучайно, поскольку после завоевания Казани в 1552 году, а затем, в 1556 году и Астрахани, вся территория Поволжья оказалась под властью Московского государства. С этого времени начинается русская колонизация берегов Волги. Когда я решил проследить маршрут знаменитого Казанского похода 1552 года, то оказалось, что несколько дней войско Ивана Грозного двигалось по территории современной Ульяновской области. Об этом сохранились свидетельства в источниках того времени. В частности, в Никоновской летописи (названа так, потому что находилась в коллекции патриарха Никона) сказано: «И перешел государь Суру-реку. 15-й стан на речке на Кивате; тут царь благочестивый дневал на благолепное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; и того дни государь причастился неизреченных Таин Христовых, такоже и князь Владимир Андреевич. И сподобляется государь благодати Святаго Духа и вооружается благочестием на нечестивых и радостною надежею благодати Христовы шествует путь свой». В своей «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин также использовал летописи: «6 Августа Иоанн на речке Кивате слушал Литургию и причастился Святых Таин». Итак, надо было выяснить лишь, где находится это место. Проследив маршрут армии Грозного на крупномасштабной карте, легко увидеть, что действительно, есть небольшая речка Киватка, впадающая в р. Барыш. Место это ровное, вполне удобное для стоянки стотысячного войска, к тому же вода в речке чистая и пригодна для питья. Известно, что в войске московского царя была походная церковь и его сопровождали священники, которые и отслужили первую Литургию на территории нашей области на праздник Преображения Господня. Для нас это особенно важно, поскольку в то время во всем крае еще не было ни одного храма, кроме Свияжска, который был построен весной 1551 года. Интересно, что деревянная Троицкая церковь в Свияжске сохранилась до наших дней.

– Как часто царь Иван Грозный останавливался во время похода для совершения богослужений?

– Судя по летописи, были еще две службы вовремя похода. Первая в Муроме, при начале похода 20 июля в среду, на Ильин день, молодой царь совершил молебен в Рождественской церкви: «прииде государь в церковь Рожества Пречистые и великим чюдотворцом ж и молебная с великими слезами на многие час совершив … и поеде за Оку реку на Саканьской лес». И вторая на реке Мене, которая протекает по территории современной Мордовии и Чувашии и впадает в Суру: «11-й стан на речке на Мяни (современное название реки – Меня) Августа 1; и тут государь на воде стоял и воду святили».

– Имя Ивана Грозного было как-то еще связано с нашим краем?

 – Тогда был основан целый ряд населенных пунктов, выполнявших роль русских форпостов, в частности, Алатырь и Промзино городище. А также существуют разные легенды, относящиеся ко времени этого Казанского похода, у жителей сел, где проходила армия в 1552 году. Кроме этого, по преданию, село Собакино (современное название Красноборск Тереньгульского района) также было основано одним из родственников Марфы Собакиной – третьей жены царя, скоропостижно скончавшейся на 15 день после свадьбы.

– Как в дальнейшем пересекались судьбы Симбирска и Казани?

– Очень тесно. До 1780 года, когда Симбирск получил статус губернского города, территория Симбирского уезда находилась в составе Казанской губернии (с 1709 года). А Симбирская епархия была учреждена лишь в 1832 году. При строительстве Симбирска северные городские ворота назывались Казанскими, а дорога на север – Казанской. Во время осады Симбирска войсками Разина осенью 1670 года помощь пришла именно из Казани под руководством князя Барятинского, который смог разбить Разина в решающем бою на Свияге (в районе автомеханического техникума и 19 мкр-на). Германовская церковь в Симбирске была основана еще в XVII веке на месте, где встречены были симбирянами мощи святителя Германа (архиепископа Казанского и Свияжского). В Казанской духовной семинарии и академии учились многие из симбирских священнослужителей, а первым ректором Симбирской духовной семинарии стал архимандрит Гавриил (Воскресенский), настоятель Зилантова монастыря в Казани. Он же был профессором Казанского университета. И здесь надо отметить, что многие известные симбиряне тесно связаны с Казанским университетом – либо учились там, либо работали. Так, например, знаменитый архитектор Михаил Коринфский, построивший в Симбирске кафедральный Троицкий собор, активно работал потом в Казани, построив там здания анатомического театра и планетария в Казанском университете, а также ряд церквей и жилых домов.

– Русские цари и провинциальный Симбирск. О каких еще точках соприкосновения можно говорить? Кто из царей уделял внимание городу?

 – Надо начать с того, что сам Симбирск был построен по повелению царя Алексея Михайловича, именно он дал название и первому собору в Симбирске – Троицкий, и подарил сюда серебряный напрестольный крест, утраченный в 1920-е годы. Царь Петр I дважды проезжал мимо Симбирска, в честь чего и была основана Петропавловская церковь, от которой возникло и название Петропавловский спуск (ныне спуск Ст. Разина). Екатерина Великая на несколько дней останавливалась в нашем городе во время своего путешествия по Волге. Именно в Симбирске это плавание было закончено и она возвращалась в столицу на карете через Алатырь. Как пишет П.Л. Мартынов: «Императрица Екатeринa II, путешествуя по Волге в 1767 году, прибыла в Симбирск 5 июня того года и остановилась в единственном тогда в городе каменном доме купца Ивана Семеновича Мясникова (он же Пустынников), находившемся близ церкви св. Троицы, на месте нынешнего кадетского корпуса. В письме из Симбирска к Н. И. Панину Императрица пишет: «здесь такой жар, что не знаешь куда деваться, город же самый скаредный и все дома, кроме того, в котором Я стою, в конфискации. И так мой город у меня же. Я не очень знаю, схоже ли это с здравым разсуждением и не полезнее ли повернуть людям их домы, нежели сии лучинки иметь в странной собственности, из которой ни коронныя деньги, ни люди не сохранены в целости. Я теперь здесь упражняюсь сыскать способы, чтобы деньги были возвращены, дома попусту не сгнили и люди не приведены были вовсе в истребление, а недоимки, по соли и вину только, сто семь тысяч рублей, к чему послужили как кражи, так и разныя несчастливыя приключения». Император Александр Павлович был здесь в 1824 году проездом из Пензы в Оренбург. Как свидетельствуют современники: «Государь присутствовал при закладке нового собора, собственноручно положил в его основание камень и заделал его известкой, посредством нарочно приготовленной для сего серебряно вызолоченной лопатки, поднесенной губернским предводителем дворянства. После церемонии закладки храма, Государь прошел пешком в казармы военных кантонистов, находившиеся на венце, где теперь помещается епархиальное женское училище». Император Николай I-й прибыл в Симбирск 22-го августа 1836 года и приветствован был в соборе архиепископом Симбирским и Сызранским Анатолием. На следующий день вместе с губернатором осматривал город, о чем Мартынов отзывается так: «Этот Царский осмотр принес огромную пользу городу, так как Государь сделал много указаний к возведению новых построек, которые потом были приведены в исполнение и послужили к благоустройству и украшению города. Так, Государь обратил внимание на необходимость построить новые дома: дворянской и городской; указал как привести в порядок соборную площадь, устроить новую площадь около губернаторского дома (Карамзинскую) и хороший спуск к Волге, набережную на ней и пристань». Император Александр II два- жды посещал Симбирск – в 1837 году, будучи еще наследником престола со своим знаменитым воспитателем В.А. Жуковским, и в 1871 году, когда вместе с ним путешествовал и его сын – будущий император Александр III.

– Когда был построен первый храм на Симбирской земле? Известно ли имя первого священника?

– Поскольку на территории Ульяновской области Промзино городище (современное Сурское) было основано в 1552 году, то, очевидно, что и самый первый храм был построен там. Но когда именно и кто был первым священником, пока не известно. Зато мы знаем, что в Казанских походах Ивана Грозного сопровождал его духовник Андрей, известный ученик митрополита Макария, который принял монашеский постриг в 1562 году в Чудовом монастыре с именем Афанасий, а в 1564 году был избран в Московские митрополиты. Очевидно, что первую Литургию на Симбирской земле в августе 1552 года провел он. Афанасий предположительно является автором иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», которую он создал в память об этом походе по заказу Ивана Грозного. Икона хранится в настоящее время в Третьяковской галерее.

– Какова была предыстория установки поклонного креста на месте совершения первой Литургии?

– Когда я рассказал протоиерею Владимиру Дмитриеву о том, что в августе 1552 года на нашей земле состоялась первая литургия, он живо откликнулся и под его руководством один из его прихожан в Прислонихе Виктор Шарымов (к сожалению, уже ушедший из жизни) соорудил 4-метровый дубовый крест. Этот крест по благословению владыки Прокла мы установили в 2007 году - в 455-ю годовщину первой Литургии в с. Кивать Сурского района, недалеко от того места, где стояла церковь в селе, уничтоженная в годы советской власти. В установке креста принимали участие отец Владимир, отец Георгий Колчин, Виктор Шарымов, археолог Александр Вискалин, директор Никитинской школы Сергей Клевогин, а также жители села Кивать. После установки креста на этом месте священники отслужили Литургию на открытом воздухе.

Беседовала Ксения МАНЯКОВА

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.