Мнение психолога: интересы детей важнее родительских амбиций

Наступил новый учебный год, позади торжественная праздничная линейка, а впереди – школьные будни, неотъемлемая часть жизни учителей, учеников и их родителей. Сегодня мы решили обсудить некоторые вопросы, связанные с обучением детей, с медицинским психологом Ульяновской областной детской клинической больницы им. Ю.Ф. Горячева Ириной Вячеславовной Логиновой.

– Ирина Вячеславовна, как можно помочь ребенку справиться со стрессом в начале учебного года?

 – Для начала, мне кажется, нужно постараться понять состояние ребенка в этот момент. Состояние школьника в начале учебного года сравнимо с тем, когда вы выходите из отпуска на работу. Ребенок может волноваться, переживать, не спать ночами – он же уже отвык от «школьного» режима. Даже чисто физически организм отвык: на каникулах ребенок позже вставал, позже ложился, не делал уроки. В сентябре же он вынужден резко сменить режим. В медицинской психологии даже есть термин – «синдром 7 сентября», когда речь идет о том, что у детей, особенно первоклашек, после бурной радости – рюшечки, букеты, банты – приходит осознание того, что в школе все «всерьез и надолго». Ученики старших классов после долгожданной встречи с одноклассниками и учителями, обмена впечатлениями с отдыха, начинают понимать, что все началось заново… Приблизительно к 7 сентября накапливается эмоциональная и физическая усталость и начинается: «Я не пойду в школу!», «Я устал!», часто дети подхватывают вирусные инфекции. Это закономерное явление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее готовить детей к школе – за две недели до школы ребенок должен вставать и ложиться в то время, в которое он привык это делать во время учебного процесса. Также важна совместная деятельность ребенка с родителями помимо учебы – прогулки, игры, общее хобби. Во-вторых, поход в школу не должен восприниматься как наказание. Это привилегия, это ответственность, но не тяжкая повинность. Папа и мама ходят на работу, а школа – это «работа» ребенка, зарплата – оценки. В-третьих, обязательно нужно создать благоприятный эмоциональный фон, устроить небольшой праздник, испечь торт в честь начала учебного года, посидеть всем вместе за праздничным ужином. Сама подготовка к школе должна быть в радость. Нельзя сутками водить детей по магазинам, выбирая форму. Они устают эмоционально и физически.

 

– Когда ребенок поступает в детский сад, в период адаптации психологи обычно советуют «проигрывать» прожитый в саду день дома, с игрушками. Приемлемо ли что-то подобное для первоклассников?

 – Конечно! Можно даже специально такую игрушку подарить. У меня до сих пор лежит старая кукла, которую мне бабушка и дедушка подарили на 1 сентября, когда я пошла в школу. Любые значимые события в жизни ребенка должны быть эмоционально подкреплены. Мне сейчас очень нравятся портфели для первоклассников, в комплекте к которым идет тематическая игрушка. Здесь всплывает важный аспект. Хоть и считается, что ведущая игровая деятельность – до 7 лет, в 7 дети тоже будут играть, и для них это очень важно! Хотят взять зайку или мишку в школу – не запрещайте, потом обыгрывайте дома вместе с ребенком и игрушкой прошедший в школе день. Ребенок может выступить в роли учителя. Не нужно забирать у ребенка игрушки под предлогом того, что ты «теперь взрослый». В своей практике сталкивалась со случаем, когда первоклассник вернулся домой из школы, а все игрушки «исчезли», их отдали знакомым. Такого не должно быть. Никогда нельзя резко менять образ жизни семьи, в распорядке дня младшего школьника обязательно должно быть время для игр, для общения с друзьями, семьей. Ходили по выходным в парк – ходите и дальше, не отменяйте под предлогом уроков. Ребенок должен почувствовать, что вся семья рада за него.

 

– В каком объеме должны присутствовать в жизни ребенка различные внешкольные кружки и секции?

– Самое главное при решении вопроса о дополнительной нагрузке после школы – исходить не из родительских амбиций, а из интересов именно ребенка, его физического и эмоционального состояния. Программы сложные, нагрузки большие, и, если ребенку это тяжело, кружок может стать отдушиной. Но может стать и неподъемной нагрузкой. Ко мне один раз приводили девочку. Мама жаловалась на то, что ребенок стал «слишком нервный». Девочка пошла в первый класс, читать-писать умела, в школе нравилось, но… Спрашиваю, что посещаете помимо школы? Выясняю: плавание, хореография, пение, роспись. Ребенок просто не справлялся, ему уже ничего не интересно. Не должно быть вот такого. Объем занятий индивидуален, нет общих советов, но ребенок должен идти с радостью на занятия, эмоционально не уставать. Максимум для первого класса – 1–2 кружка. В идеале посещать дополнительные занятия надо со второй четверти, у ребенка должно быть время на адаптацию.

 

– Можно ли делать за ребенка домашнее задание?

– За ребенка нельзя делать, вместе с ним – можно. Если ребенок не успевает, буквально засыпает за партой – опять же надо искать причину. Может, он перегружен, может, болен. Чтобы легче было понимать материал ребенку – используйте сказки с младшими школьниками! Мне очень нравится серия книг Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А», «Может, нуль не виноват?», «Аля, мистер Блот и буква Z». Это по сути своей учебники, но в виде сказки, ребенок легче усвоит материал. Если не получилось что-то у ребенка, не надо его мучить до полуночи. Ваша задача – поддержать его, сказать: «Я верю, у тебя все получится в другой раз!»

 

– До какого класса стоит проверять домашнее задание?

 – Все очень индивидуально. Обычно в течение начального блока все же проверяют, но постепенно, с конца первого класса, нужно ответственность за ребенка передавать ему самому.

 

 – Как поддержать у ребенка интерес к учебе?

 – Желание учиться, узнавать что-то новое, интерес к познанию – все это должно быть сформировано еще до школы. Рассказываете ребенку про планеты – подкрепите устный рассказ походом в планетарий, покажите дома звездный глобус, слепите модель планеты из пластилина. Чтобы возник интерес, самому родителю должно быть интересно. Любит, к примеру, читать родитель – будут читать и дети. Задача родителя – подобрать литературу по возрасту и с учетом интересов ребенка. Что-то узнал ребенок – надо подкрепить его интерес совместным делом: заинтересовался ребенок камнями, поищите вместе название, заинтересовался бабочками – вместе начните собирать коллекцию.

 

– Допустимо ли денежное поощрение за оценки?

– Я не сторонник таких вещей. Именно в плане денег нельзя поощрять, в противном случае и в старости за стакан воды будете платить. Приемлема бонусная система, когда можно копить наклейки, камешки, бусинки. Наберешь определенное количество к концу года – купим тебе велосипед (ролики, коньки и т.д.).

 

– Как сориентироваться в системах обучения?

– Для ребенка не столько важна конкретная система, сколько педагог. Именно на личность учителя родители должны обратить первоочередное внимание. Даже самая лучшая система «не пойдет», если не будет нужного педагога. Это должен быть человек эмоционально теплый по отношению к детям, с его стороны должно быть принятие всех детей в классе. Такой человек сумеет сплотить коллектив, стать союзником ребенку и родителям.

 

– Если все же в классе возник конфликт, стоит ли родителям вмешиваться?

– Смотря какого масштаба конфликт. Если ребенка избили в школе – однозначно нужно появиться. Есть не только физические формы воздействия на детей. Если речь идет о школьном буллинге – травле со стороны детей или учителей – то нужно понять причины. Почему возник конфликт с классом? У ребенка низкая самооценка, или он отличается по физическим параметрам от сверстников, или педагог не настроен принять ребенка в коллектив? Не всегда в конфликте виновата школа, многие проблемы идут из семьи, и ребенок просто не находит себе места – родители развелись и делят его, или он ревнует к недавно родившемуся братику, или пережил потерю близкого человека. Исходя из причины и стоит искать решение проблем. Если дело в педагоге, начавшем травлю, нужно уходить из школы, это оправданно.

Беседовала Ксения МАНЯКОВА

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.