О блаженной жажде добра

Со мной в детстве произошла одна неприятная история. Точнее сказать их было немало, но об одной я сегодня вспомню. Когда-то я записался на вокальный кружок, мне очень хотелось петь, было какое-то непреодолимое желание воспроизводить то, что меня так увлекало. К тому же, вокруг меня было много поющих людей. Мама очень часто сопровождала дела по дому пением. В итоге, я записался на кружок и был очень старательным (ну или думал, что старался). Как бы то ни было, весьма скоро нам задали выучить песню (помните, про пропавшую собачку по кличке Дружок?) и подготовить ее к следующему занятию. Я был мальчиком прилежным и раньше всех выучил текст, думал, что выучил мелодию и смело побежал в класс. Хотелось быть первым, хотелось всех удивить. Когда я допел первый куплет, педагог сказала, что лучше мне никогда больше не петь и вообще это явно не мое… Разочарованию не было предела! Я молниеносно выбежал из аудитории, предварительно хлопнув дверью. Именно так началось моя вокальная история. Детская ситуация оставила след в моей жизни, но петь хотелось неизменно и я пытался делать это и дальше: во дворе под гитару с друзьями, дома, пока никого нет, да и когда кто-то был тоже мычал что-то под нос. Со временем я наконец-то понял, что действительно в этой области не наделен никакими дарованиями, но желание все равно оставалось неистребимым. В моем окружении очень много людей, которые поют и поют хорошо. Кто-то из них терпеливо ко мне относится, а кто-то, как, например, одна знакомая смело говорят, что когда я пою, то такое ощущение, что у меня во рту белка! И я ведь понимаю, что они правы, но сделать с собой ничего не могу. Особенно на службе становится обидно, ведь в богослужении столько всего поется, а я не могу в этом полноценно участвовать…

К чему я все это рассказываю? К тому, что есть такие чувства, которые сопровождают нас всю жизнь, которые сродни жажде или голоду и которые мы можем безуспешно пытаться реализовать, но они все равно будут сопровождать нас. Именно таким должно быть наше отношение или наша увлеченность добродетелью, «правдой». Господь говорит: «блаженны алчущие и жаждущие правды». Блаженны даже не те, кто полностью достиг правды, а те, кто алчет ее, то есть подлинно счастлив тот человек, который ненасытим, которого ничего не останавливает в его искании правды, стремление к правде которого сродни поиску жаждущим человеком источника воды. Стоит сказать, что слушателям Иисуса понятия жажды и голода были гораздо более близкими, чем нам с вами. Трудно представить в нашей полосе песчаную бурю, горячий ветер, который несет с собой обжигающие пески, забивающие нам лицо, рот, глаза… А для них это реальность. Источников воды было мало, часто люди сталкивались с горячими ветрами, вынуждены были пересекать пустыни, оставались на долгое время без воды, вдали от источников. Да и питание подчас не было регулярным и полноценным. Все эти понятия им были близки, но только Господь, как он часто делает, переносит взгляд человека с горизонтальной в вертикальную плоскость. Подобно тому, как мы желаем пить в сильную жажду и есть при сильном голоде, таким образом должны мы желать правды.

Но что скрывается под этой правдой? Это не говорит нам о том, что нужно ходить и всем вокруг говорить то, что для нас кажется правдой. У меня есть один знакомый, который всем в своем очень немногочисленном окружении говорит так называемую правду в глаза: одному, что он толстый; другой, что она недальновидна; третьему, что он не имеет хороших манер и так далее. Не удивлюсь, если в один день у него совершенно не останется ровным счетом никакого окружения. В устах Господа правда – это исполнение воли Божией, это добродетель. Иногда под правдой в толкованиях понимается «оправдание человека, через Иисуса Христа», через Его подвиг. Помните, Спаситель говорит «ищите прежде всего Царства Божия и правды Его». Мы видим, что не однократно призывает нас Господь к тому, чтобы мы жаждали и алкали добродетели, не смотря ни на что, ни на какие обстоятельства. Часто, очень часто случается так, что дело нашей жизни ломается, мы теряем то, что имели, что долго созидали (говорю здесь не только о больших проектах, но и о каких-то малых начинаниях добродетельного подвига). В такие моменты нас постигает уныние, порою граничащее даже с отчаянием. Нам ведь тяжело смириться с тем, что все нужно начинать сначала, но именно к этому призывает нас Бог – всегда стремиться к добродетели. Пусть что-то идет не так, как мы задумали, пусть что-то не получается, надо снова и снова начинать заново, надо вновь и вновь искать поводы к добродетели, к тому, чтобы исполнить волю нашего Спасителя, Который призывает нас – и призыв Его вечен – «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».

В греческом тексте Писания кроется еще одна интересная деталь, она сокрыта в падежах. В том виде, в котором до нас дошел текст слов Иисуса Мессии, используется винительный падеж, который можно перевести так: «блажен тот, кто алчет и жаждет всей правды», в противовес возможному родительному, который переводился бы так: «блажен желающий немного утолить свой голод и жажду правды».

Таким образом, мы видим, что в этих нескольких словах заключен призыв к полному погружению в правду, в добродетельную жизнь. Господь не призывает нас немного соприкоснуться с тем, что может выглядеть, как добродетель, но полностью быть в этом состоянии. И чем больше человек будет укореняться в этой правде, тем больше будет жаждать и алкать ее. Где-то в толкованиях я встречал такую фразу «ненасытимость в делах Божиих» - вот это как раз то самое состояние. Святитель Филарет писал, что алчущие и жаждущие правды – это те, кто любят делать добро, но при этом не считают себя праведниками и не полагаются на свои добрые дела. Так и мы должны жить.

Помните, с чего я начал? Можно искренне любить пение, даже если у тебя ровным счетом ничего на этом поле не получается. Нужно любить доброделание и стремиться к нему, даже если встречаются ошибки, непонимание или неприятие со стороны окружающих. Нужно быть ненасытным и всегда искать повода к тому, чтобы помочь ближнему, чтобы исполнить волю Небесного Отца, призывающего нас к прощению ближних, помощи братьям и сестрам и несомненному несению того креста, который когда-то приняли мы на себя в своем следовании за Христом!

 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.