Пять вопросов о Сретении

День Сретения Господня – праздник одновременно радостный и печальный. С одной стороны, в нем есть радость исполнения долгожданного обещания Божия о спасении людей, с другой – скорбь Пресвятой Богородицы о предстоящих страданиях и крестной смерти Своего любимого Сына.

В чем смысл традиции приносить младенцев в храм?

Согласно Закону Моисея, если женщина родит младенца мужского пола, то она является нечистой 40 дней. На восьмой день после рождения над малышом совершалось обрезание в знак принадлежности ребенка к израильскому народу. Еще 33 дня молодая мать считалась нечистой и должна была находиться дома. Ей запрещалось дотрагиваться до священных предметов и приходить к скинии. Позднее Иерусалимский храм заменил скинию. В 40-й день женщина приходила в Иерусалимский храм, чтобы принести жертвы.

Зачем нужна жертва и какой она должна быть?

 Жертва приносилась для искупления греха нечистоты родителей. Царь и пророк Давид пишет: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Первое зачатие и рождение произошло после преступления заповеди Божией и изгнания Адама и Евы из рая, когда грех уже стал действовать в наших прародителях. В жертву полагались однолетний агнец во всесожжение (дар Богу, приносимый в знак признательности за благословение семьи ребенком) и молодой голубь или горлица в жертву за грех. Беднякам Закон позволял вместо агнца принести горлицу или голубя. Таким образом, небогатая семья приносила либо двух голубей, либо двух горлиц. Жертвоприношение совершал храмовый священник. После этого женщина становилась ритуально чистой. Евангелист Лука указывает, что Святое Семейство принесло в жертву голубей, а не агнца, – это означает, что Иосиф и Мария были не богаты. В день принесения очистительной жертвы в храме присутствовал и младенец-первенец, которого необходимо было выкупить. В память об избавлении израильских первенцев в Египте Господь повелел Моисею: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они». Цена выкупа составляла 5 шекелей.

 Был ли кто-то в храме, кроме священника и Святого Семейства?

 Не считая других семей, которые тоже пришли с жертвами, в храме были старец Симеон и пророчица Анна. Симеон жил в Иерусалиме, был праведен и благочестив, на нем был Дух Святой. Старец ждал пришествия Мессии, и Бог открыл Симеону, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами Христа. Праведный Симеон, по преданию, был одним из 70-ти творцов «Септуагинты» – перевода книг Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык. Септуагинта наряду с более поздними рукописями легла в основу христианского канона Священного Писания Ветхого Завета, утвержденного Лаодикийским Собором в 360 году. Господь Сам Духом Святым приводит старца в Храм, чтобы тот встретился с Младенцем Иисусом. В многолюдном храмовом дворе в одном из многих беспомощных младенцев он узнает Спасителя, Которого так ждал увидеть. Симеон берет Иисуса на руки. Пророчество, возвещенное ему Святым Духом, исполнилось – старец встретил Того, через Которого придет спасение ко всем народам. Теперь, по слову Божию, праведник вскоре умрет. Праведный Симеон благословил Иосифа и Марию. Затем, обратившись к Богородице, он произнес о Ребенке: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да от- кроются помышления многих сердец» (Лк. 2:34–35). Вся последующая евангельская история земной жизни Христа явилась подтверждением этих слов. Видела события Сретения и праведная пророчица Анна, которая овдовела, прожив в браке 7 лет. С тех пор молитвой и постом служила Богу, пребывая при Храме. Анна поклонилась Богомладенцу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, Избавителя Израиля.

Как появился праздник в Православной Церкви?

Впервые празднование Сретения Господня появилось в церковных календарях в IV веке. Изначально оно не было самостоятельным праздником, а служило в качестве своеобразного «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Широкое распространение праздник получил после Четвертого Вселенского Собора в 451 году, который осудил монофизитство (постулат о наличии в Христе только Божественной природы и отсутствии в нем природы человеческой). В конце V века Сретение Господне стало самостоятельным праздником в римских церквях, а к середине VI столетия – в храмах Константинополя.

Как связана икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Сретение? Эта икона еще именуется «Симеоново Проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесенное им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2:35). Икона Пречистой пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает избыточность чего-либо, а в этом случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец. Празднование этому образу совершается в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы). Праведный Симеон Богоприимец встретил Христа прежде своей смерти. Это задача для каждого: жизнь дана человеку, чтобы он встретил Бога. Но, оказывается, даже крестившись и став христианами, мы часто уходим от своего Небесного Отца далеко в «страну греха», пленительную и обманчивую, меняя полученное наследство благодати на иллюзорные радости. Поэтому человеку постоянно необходимо возвращаться и встречаться с Богом вновь – каяться и менять жизнь, менять себя. Сретение – это многократное явление в христианской жизни. Для встречи необходимо пройти путь. Чтобы пройти путь – нужно идти. А кто идет, пусть медленно, пусть с болью от ран, тот не побежден и не погиб!

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.