Его сердце вмещало всех

Александр Телемаков родился 6 декабря (по старому стилю), в день памяти святителя Николая, Мирликийского чудотворца, 1870 года в г. Сызрани Симбирской губернии в благочестивой православной семье. Блестяще окончил Симбирскую духовную семинарию, был направлен служить псаломщиком в Симбирский кафедральный собор. 8 сентября 1893 года епископом Симбирским и Сызранским Варсонофием рукоположен во священника и направлен на служение в с. Мариколь Карсунского уезда.

Пастырь добрый

Здесь батюшка прослужил 4 года и преподавал в местной школе. За усердное служение отец Александр получил первую свою церковную награду – набедренник и новое назначение – в село Коржевку. К тому времени его бурная деятельность привлекла в храм Божий много новых прихожан, его уважали и ценили, поэтому влияние священника в селе было значительным. Росла и семья отца Александра. К 1908 году у них с матушкой Анной Степановной было четыре сына и три дочери. Батюшка успевал всюду: и в храме, и в большом селе, служа требы, будучи руководителем церковно-приходской школы и законоучителем в Коржевской земской школе. Но, как мы знаем, человек предполагает, а Господь располагает. В 1908 году отец Александр был переведен в соседний пригород, село Чумакино, где в Никольском храме он прослужил четверть века, до последнего издыхания. Добросердечного, кроткого батюшку в селе полюбили. К нему шли за советом. Да и среди духовенства епархии он выделялся не только благочинием, но и незаурядными организаторскими способностями. Многое сделал для благоукрашения чумакинского храма, хотя большая семья священника жила в общественном доме. Здесь, в Чумакино, родилось еще двое детей. Безусловно, семья была исключительно трудолюбивой, за огородом и животными все, от мала до велика, ухаживали сами, так что семья не бедствовала. Читаешь немногочисленные документы, свидетельства людей, знавших чумакинского батюшку, и перед глазами встает образ доброго пастыря, который своей нескончаемой любовью к Богу и людям объединял их, дарил радость, вел ко свету Христовой веры, учил христианскому отношению к ближним, через любовь и заботу друг к другу прославлять Бога и очищать свои собственные прегрешения. Но пришла великая беда – Октябрьский переворот поставил все с ног на голову. У власти в центре и на местах встали воинствующие безбожники, которые с неслыханной жестокостью принялись за переустройство вековечного уклада российской православной державы. Вместо святых икон богоборцы-большевики (это позже, в 30-е годы) стали развешивать портреты своих вождей Маркса, Энгельса, Ленина. Православную Церковь объявили вне закона. Божьи храмы стали повсеместно закрывать, иконы или сжигали, или свозили, как доподлинно известно, в села, например в Промзино (Сурское). Там из них делали скамейки, табуретки и т.п. Священнослужителей хватали прямо в храме, глумились над ними, били, преследовали всю семью. Как в оккупацию фашисты над советскими гражданами издевались, даже похлеще. Особое удовольствие, видимо, доставляло безбожникам казнить храмы – сбрасывать святые кресты, стаскивать купола на землю, тем самым показывая свою власть и силу.

Начало страданий: обыски, арест

Мало того, у священнослужителей стали отнимать имущество, землю, скотину. По этой причине многим попросту нечем стало кормить своих детей. Страшные, кошмарные времена настали для отца Александра в 1925 году. «Кровавое красное колесо» большого террора докатилось и до Чумакино. Отец Александр был лишен избирательных прав – он стал никем. Из 15 десятин земли оставили 2, да и те обложили очень высоким налогом. А в 1928 году семью священника «раскулачили», отобрав и эти 2 десятины земли. Лошадь и корову увели со двора в колхоз. Телемаковых выгнали из дома, и с этого времени огромная семья ютилась в маленькой церковной сторожке. С христианским смирением переносил отец Александр все издевательства активистов над ним, но маленькие дети в чем были виноваты? Первой не выдержала лютых гонений и лишений матушка Анна. Она скончалась. Дети стали разъезжаться из села: одни – учиться в Инзу, другие – на заработки. Известно, что старший сын, Николай, устроившись в Ленинграде, забрал туда и младшего братишку Сергея. Федор на Урале трудился в лесхозе, Алексей жил и работал в Казани. Между тем, верующие села, коих было абсолютное большинство, начали настойчиво просить у властей, чтобы им открыли церковь, вернули любимого батюшку, отца Александра. Но над головой Телемакова уже сгущались тучи. У чекистов, ставших орудием террора в руках большевиков, была конкретная задача – не покладая рук «бороться с опиумом для народа», с «пережитком» прошлого – священнослужителями и верующими людьми. В начале 1932 года Сызранское ОГПУ «раскрыло сеть контрреволюционных группировок» Инзенского района. Начались аресты, обыски. Среди арестованных по явно шитому белыми нитками обвинению был и отец Александр. В вину ему ставилось создание «контрреволюционной группировки из среды местных религиозных фанатов» и прочий вздор. Ужасным преступлением посчитали и переписку отца Александра с известным духовным писателем Сергеем Нилусом. 25 февраля 1932 года отца Александра арестовали. На вопросы следователя о контрреволюционной деятельности священник бесстрашно ответил: «Кроме ра- боты по укреплению христианской веры и защиты Церкви, никогда никакой работы не вел». В тот раз ему еще «повезло». То ли план по расстрелу был выполнен, то ли члены трибунала пожалели 62-летнего батюшку, но приговор ему вынесли – 5 лет заключения в концлагере с отбытием наказания в Архангельской области на строительстве Беломорканала. В конце 1934 года из-за тяжелой болезни отца Александра досрочно освободили.

Возрождение служения

После ссылки едва живой священник вернулся в Чумакино. По просьбе сельчан, у которых новая власть при всем старании не могла вытравить из сознания Бога, отец Александр некоторые Таинства продолжал совершать в домах прихожан, а богослужения у себя дома. Конечно же, батюшка прекрасно знал, что богоборческая власть за это жестоко наказывает. Между тем чумакинцы неоднократно обращались к местной власти с просьбой открыть храм. В конце 1936 года председатель сельсовета обещал решить просьбу положительно, если церковная община оплатит невесть откуда взявшиеся налоги в сумме 1132 рубля. Люди жили в нищете, натуральным хозяйством, пенсии в то время никто не получал. Тем не менее, люди собрали эту гигантскую по тем временам сумму. Отдавали последнее, зачастую продавали на базаре плоды своего труда: овощи, продукты животноводства. Слава Богу, на праздник Богоявления 19 января 1937 года отец Александр совершил чин Великого освящения воды. Но уже 21 февраля, то есть через месяц, председатель сельсовета закрыл дом Божий. Местные коммунисты опомнились и донесли органам о содержании проповедей отца Александра. А в них не привыкший кривить душой иерей Божий всего лишь называл вещи своими именами: «В Конституции записано о свободном религиозном культе, но фактически конституция существует лишь на бумаге, а на деле ее нет». Верующие всеми силами пытались сохранить своего горячо любимого батюшку. Дважды, 4 марта и 7 апреля, они обращались с жалобами в Инзенский исполком на притеснения местной власти. Не получив ответа на свои вопросы, 6 мая чумакинцы направили петицию уже в Куйбышевкий облисполком. В письме, в частности, говорилось, что из 1178 человек, проживающих в селе, менее 30 человек считали себя атеистами. Остальные исповедовали православную веру. Из облисполкома заявление-прошение чумакинцев переслали в Инзенский райком ВКП (б). А секретарь райкома переправил челобитную начальнику Инзенского райотдела НКВД с резолюцией: «Следует обратить внимание на пункт по вопросу о переписи и данных о количестве населения – т.е. установить, откуда они могли добыть сведения, не подлежащие оглашению». Была дана команда «фас».

Последний приговор

24 декабря 1937 года отец Александр вновь был арестован и доставлен в Ульяновск. «Следствие» было скорым и предсказуемым. «Поругание Конституции», богослужения без регистрации, молебны, крещения детей – все эти «страшные преступления» перед советской властью дали основание тройке при УНКВД по Куйбышевской области всего через 5 дней «следствия» без суда приговорить 68-летнего священника к высшей мере наказания – расстрелу. В дни отдания праздника Сретения Господня, 19 февраля 1938 года, иерей Божий Александр Телемаков принял мученическую кончину за свою твердую, искреннюю, непоколебимую веру во Христа, Которому он всю свою жизнь доверял и служил всей душой, всем сердцем, всем умом. Место его захоронения неизвестно. Скорее всего, он был предан земле в конце нынешней улицы Кирова (за мостом через железнодорожные пути, у спуска в карьер), где раньше была южная свалка. Там приводили в исполнение смертные приговоры. На заседании Священного Синода 17 августа 2004 года Русская Православная Церковь причислила к лику общецерковных святых от Симбирской епархии священномученика Александра Телемакова. День его общецерковной памяти установлен 19 февраля. Так священномученик Александр Телемаков, пресвитер Чумакиский, стал небесным покровителем Инзенского края. И на небесах одесную Господа святой мученик молится за нас, грешных, ныне живущих на земле. Массовое целенаправленное истребление православных, в первую очередь священнослужителей, поражает своей жестокостью. И как уместно звучит в наши дни призыв «Русь Святая, храни веру православную».

Петр СМИРНОВ

За помощь в подготовке данной публикации автор благодарит архимандрита Адриана (Шитова), настоятеля храма во имя святителя Николая Чудотворца в с. Оськино и храма-часовни во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Инзе, благочинного 5-го округа Барышской и Инзенской епархии, и доктора исторических наук, доктора педагогических наук, заслуженного учителя школы РФ Шкунова Владимира Николаевича.

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.