Неделя Крестопоклонная через призму Триоди Постной

Третье воскресенье Великого поста посвящено Честному и Животворящему Кресту Господню. Этот день также называется Неделей Крестопоклонной. Думаю, следует напомнить, что в церковной традиции воскресные дни принято именовать «неделями», а недели в нашем современном понимании – «седмицами».

Итак, мы с вами говорим о третьей неделе поста, за которой следует его четвертая седмица. Это время важно тем, что христиане уже прошли половину пути к Пасхе и находятся в середине Великого поста. И здесь, в центре, нашему взору предстает святой Крест.

Согласно 51-му правилу Лаодикийского Собора, не разрешалось совершать праздники в будние дни Великого поста, поэтому их переносили на великопостные субботы и воскресенья. Таким образом, памяти преподобной Марии Египетской, преподобного Иоанна Лествичника и поклонение Животворящему Кресту перешли в Постную Триодь из Минеи (круга непереходящих годовых памятей), а Неделя святителя Григория Паламы появляется только в XIV веке по полемическим мотивам.

Согласно рукописи XIII века, воспоминание о Кресте в середине поста появилось по случаю перенесения части Святого Древа (подножия Христова) из Апамеи в Константинополь при им- ператоре Иустине. Неизвестно, какой император имеется в виду: Иустин I (518–527) или Иустин II (565–578).

Тем не менее Животворящий Крест, воздвигнутый в середине поста, гармонично сочетается с идеей предпасхального постного подвига. Давайте откроем Постную Триодь и посмотрим, основываясь на гимнографии служб Недели Крестопоклонной, как Церковь связывает Крест Христов, Великий пост и Пасхальное торжество.

Прежде всего обратимся не к текстам песнопений, а к синаксарю Недели Крестопоклонной. Синаксарь – это специальный текст, который содержит сведения о празднике или о святом и говорит о причинах установления данного торжества. Синаксарь читался на утрени после 6-ой песни канона. Сейчас в приходских храмах нет такой практики. Автор синаксаря Недели Крестопоклонной точно неизвестен, хотя сама Триодь называет Никифора Каллиста Ксанфопула, константинопольского историка и богослова, жившего в первой половине XIV века.

Благодаря переводческой деятельности монастырей Святой Горы Афон славянские переводы синаксарей появляются на Руси, и к концу XIV – началу XV века в богослужение Русской Церкви входит практика их чтения Великим постом.

Автор синаксаря видит цель воспоминания о Кресте в том, чтобы укрепить и воодушевить людей, проходящих постное поприще. Ведь умерщвляя в посту свои страсти, люди терпят горечь и уныние. Постник распинается подобно Христу. Боль и кровь Креста – это путь, которым прошел Сын Божий к славе Своего Воскресения. Крестный путь Великого поста ведет человека к воскресению души.

Ксанфопул использует несколько образов, чтобы объяснить мысль об укрепляющей роли Креста:

В Византии существовала традиция – перед возвращением царя из похода сначала приходили приближенные, которые несли царские скипетры и знамена, возвещая о победе. Так перед приходом воскресшего Царя- Христа в середине святой Четыредесятницы для утешения постников приносится царское знамя, возвещающее о победе над смертью, – Животворящий Крест.

Подобно тому, как пророк Моисей по повелению Господа положил в источник с горькой водой древо, чтобы вода стала сладкой и пригодной для питья (Исх. 15:23–25), так и отцы положили в середине поста, чтобы усладить его, Древо Крестное. Ибо пост из-за сокрушения и печали похож на такой же горький источник.

Крест – это древо жизни. Посреди рая было также посажено древо жизни. Отцы поместили Крестное Древо посреди поста, призывая помнить Адамово падение и одновременно показывая, что через Крест Христов мы получаем избавление от причиненной непослушанием Адама смерти. В гимнографии часто встречается идея о зеркальном исправлении падения, случившегося в раю. Каждому ошибочному шагу райской трагедии отцы пытаются противопоставить верный шаг в Евангельской истории спасения. Первый Адам не исполнил заповедь Божию, а Христос, Второй Адам, – исполнил, Ева послушалась змия, а Пресвятая Дева Мария явила послушание Богу и стала Матерью Божией, через Древо жизни пал первый человек, а через Древо Крестное оживотворяется человеческий род.

Предвкушение радости Воскресения Христова, которая следует за подвигом поста, особенно ярко выражено в каноне утрени Недели Крестопоклонной авторства преподобного Феодора Студита. Ирмосы канона Триоди в этот день – это ирмосы Пасхального канона «Воскресения день…». Мы говорим «Воскресение», подразумеваем Крест. Мы говорим «Крест», подразумеваем Воскресение.

Кондак и икос, которые читаются после 6-ой песни канона, говорят об открытии рая и победе над адом. В икосе ад персонифицируется. Увидев распятого Христа, он обращается в недоумении к своим воинствам.

Крест поколебал основания смерти, потому что на нем был распят Податель Жизни, Которого ад, алчно поглотив, должен был отпустить с трепетом.

На протяжении всей службы воспевается Крест как оружие победы над адом и смертью, описываются его величие и могучая сила, страшная для демонов и помогающая христианам: «Ликуют в веселии Ангелов полки в сей день поклонения Кресту Твоему: ибо Им Ты демонов полчища сокрушил и спас, Христе, человечество» (тропарь 5 песни Канона).

 Сила и благодатная помощь Креста, которую подает распятый на нем Господь, выражается в трех моментах. Во-первых, крестное знамение, совершенное с верой и призывом имени Христова, ограждает от греховных мыслей, страстных образов и воспоминаний о порочных делах, которые невидимые враги предлагают уму, чтобы заманить человека в реальный грех. Пораженные благодатью Креста, они отступают.

Во-вторых, Крест Христов дает людям жизнь, делая их более стойкими в борьбе со страстями. Крестное знамение облекает их светлой одеждой, которая дает свободу от страстного горения и жжения, может исцелять душевные и телесные болезни.

В третьих, крест – это источник благодатных дарований, благодаря которому христиане просвещаются и освящаются, получают радость, если хранят пост.

Распятие Сына Божия – это событие, затронувшее все творение: ангелов и демонов, людей и неживую природу. Крест Христов почитает весь христианский мир как знамя своего грядущего преображения: «Все творение, видя висящим на Кресте нагим Тебя, Творца и Создателя всего, изменялось в страхе и сокрушалось: солнце умалило свет и земля волновалась, скалы же распадались и блистающая завеса храма разрывалась, мертвые восставали из гробниц и Ангельские воинства поражались и восклицали: «О чудо! Судия подвергается суду, страдает добровольно для спасения мира и обновления!» (стихира с литии на Великой Вечерне).

 В Неделю Крестопоклонную верующие призываются обратить свой мысленный взор к концу постного пути – к Святым Страданиям Господним и следующему за ними Светлому Христову Воскресению. Христиане обращаются к Пресвятой Богородице, прося Ее молитв, чтобы сподобиться дожить до этих спасительных дней: «Древу, на котором пречистые Свои длани за нас распростер пригвожденный на нем Сын Твой, Всечистая, ныне мы благоговейно поклоняемся. Даруй же нам мир и удостой достигнуть спасительных для мира дней всесвященных страданий Христа и светлой и миру радостной Господней Пасхе поклониться и светоносному дню!» (Богородичен).

Богослужебные тексты третьей недели Великого поста наполнены радостью и ликованием о победе Христовой. В середине постной горечи и мрака ярко блистает Пасха. Так Церковь укрепляет своих верных чад.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.