Пара стульев и настенные часы – все, что нужно для настоящего чуда

В малом репетиционном зале Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова ученики старших классов вместе с представителями Симбирской епархии получили возможность увидеть постановку новеллы современного французского драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Спектакль, полюбившийся ульяновским зрителям, проходит в рамках проекта «Воспитание театром», реализуемого Отделом религиозного образования и катехизации Симбирской епархии совместно с Ульяновским драматическим театром. Проект направлен на приобщение подрастающего поколения к культуре и искусству и воспитание в детях чувства ответственности за происходящее в обществе, сострадания и любви к ближним. Уже в апреле будут подведены итоги конкурса эссе старшеклассников по просмотренному спектаклю. А пока своими впечатлениями об увиденном делится корреспондент «ПС» Сергей НИКОЛАЕВ.

О спектакле «Оскар и Розовая Дама» я слышал много хороших отзывов еще задолго до того, как посмотрел его в Ульяновском драматическом театре имени И.А. Гончарова. Я знал, что это история о мальчике, который был болен раком и писал письма к Богу, поэтому предположил, что спектакль достаточно тяжелый и достаточно грустный. Однако я ошибался. При просмотре «Оскара и Розовой Дамы» придется и плакать, и смеяться, и местами серьезно задуматься, возможно даже что-то переосмыслить. Скажу так: верным осталось только предположение, что спектакль никого не оставит равнодушным.

Итак, пробежимся немного по содержанию. О чем этот спектакль по одноименной книге? Один из главных героев – мальчик Оскар – находится в больнице. У него рак. Оскар рассказывает о своей жизни в больничных стенах со всей присущей его подростковому возрасту экспрессивностью (местами зритель улыбнется, и не раз). Также мальчик рассказывает о том, что за детьми присматривают сиделки, которых называют Розовыми Дамами, по цвету больничных халатов. Розовая Дама Оскара – бабушка Роза. Он любит подшучивать над бабушкой Розой, но ровно до того момента, пока та не признается, что она в молодости занималась борьбой и выступала на арене, побеждая самых грозных соперниц. Роза делится с мальчиком историями своих ярких побед, да так, что просто дух захватывает. Оскар проникается большим уважением к Розовой Даме, теперь он готов прислушаться к ее мнению.

Вскоре выясняется, что операция, которую провели врачи, сильно их разочаровала. Оскар подозревает неладное, мальчик выясняет странную закономерность: если начать с кем-то говорить о смерти, его будто перестают слышать. Тогда он решил поделиться мыслями об этом с Розовой Дамой. Она подтверждает страшную догадку Оскара о том, что жить ему осталось крайне недолго – 12 дней. Но чтобы последние дни жизни мальчика наполнились смыслом, Роза предлагает игру. Отныне каждый день его жизни приравнивается 10 годам. О каждом из прожитых дней Оскар должен написать письмо Богу. Мальчик раздосадован тем, что «знаменитая Душительница из Лангедока» верит в существование кого-то похожего на Деда Мороза. «Ты воображаешь себе, что я, проведя тридцать лет на арене, из ста шестидесяти пяти боев выиграв сто шестьдесят, из них сорок три нокаутом, я, Душительница из Лангедока, могу хоть на секунду поверить в Деда Мороза?» – восклицает Розовая Дама. Оскару не остается ничего, кроме как действительно попробовать написать письмо Богу, ведь хуже уже точно не будет. Когда он спрашивает, зачем нужно писать письма Богу, бабушка Роза отвечает, что ему будет не так одиноко. Оскар удивляется: как может быть не одиноко с Тем, Кого и так нет? И на это Розовая Дама находит ответ: «Сделай так, чтобы Он существовал!» Она поясняет, что писать можно каждый день одно желание, но при этом оно должно касаться духовных вещей. В первом же письме мальчик задает вопрос: удастся ли ему выздороветь? При этом он не очень верит, что из игры выйдет толк. Однако ответ приходит очень быстро, так, что сам Оскар страшно удивляется… Но дальнейший пересказ не уместен, иначе будет неинтересно смотреть спектакль или читать книгу.

Обращу внимание лишь на несколько интересных деталей. Мальчик пишет 12 писем к Богу, рассказывая о каждом прожитом дне, который приравнивается к 10 годам, т.е. к моменту написания последнего письма ему должно перевалить за сотню лет. Здесь есть некий символизм, поэтому спектакль будет интересно смотреть как детям, так и взрослым. Проблемы трусости и предательства, любви и дружбы, а также всепрощения – все они затрагиваются в спектакле. Например, заставляет задуматься поведение родителей Оскара, которые долгое время даже не решаются прийти к нему в палату, чтобы навестить мальчика. Действительно, что чувствуют родители такого ребенка? Где им набраться храбрости, чтобы справиться с собственным горем? Заставит посмеяться и сопереживать зрителя история дружбы и любви Оскара и девочки Пегги Блю. И если история их знакомства заставит переживать, посмеяться и задуматься ребят школьного возраста (Оскару на тот момент меньше 20 лет), то на словах «странная штука эта семейная жизнь, особенно после пятидесяти, когда испытания уже позади», улыбнутся уже люди старшего поколения. Тема веры проходит красной нитью через весь спектакль. Особенно запоминается эпизод, когда бабушка Роза ведет Оскара в часовню при больнице. Там он видит Распятие. Мальчик удивлен, что Бог страдает на кресте, что Он позволил людям с Собой такое сделать. На что Розовая Дама спрашивает: «Поразмысли, Оскар. Кто тебе ближе: Бог, Который ничего не испытал, или Страдающий Бог?»

Теперь рассмотрим саму постановку в целом. Великолепен актерский состав: бабушку Розу играет народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Кларина Шадько. Оскара играет молодой, но очень талантливый актер Александр Курзин. Ощущение, что роли прописывались именно для этих актеров, не покидало меня на протяжении всего спектакля. Спектакля? Кажется, что тут нужно согласиться с тем определением этого театрального действа, которое дал режиссер-постановщик Олег Липовецкий: «Я обозначаю жанр спектакля как разговор со зрителем без музыки и антракта». В этом и заключается, на мой взгляд, главная особенность спектакля «Оскар и Розовая Дама»! Мало того, что затронута достаточно «неудобная» для общества тема жизни больного ребенка (которая сама по себе должна заставить зрителя немного прозреть относительно тех вещей, о которых мы редко задумываемся), так еще и от самих зрителей требуется активное участие. Розовая Дама и Оскар время от времени выходят в зал, обращаются к конкретным людям. Роли родителей Оскара и некоторых других действующих лиц достаются ребятам-зрителям, совершенно не ожидавшим этого. Происходит то, что сейчас называют «интерактивом», проще говоря – взаимодействием, сотворчеством актеров и зрителей. Два стула, настенные часы и 12 листов белой бумаги – вот и все нехитрые декорации спектакля. Музыкальное сопровождение отсутствует. Всего два актера. И кто бы мог подумать, что при такой аскетичности на сцене можно творить настоящее чудо – спектакль, который никого абсолютно не оставит равнодушным? И даже школьники на то время, что длится «разговор со зрителем», забывают о своих гаджетах. Люди вовлечены в процесс театрального действа, которое, кажется, переносится со сцены еще и в зрительный зал. Метаморфозы происходят на глазах – взгляд ребят становится живым и пытливым, им непременно хочется узнать, что же будет дальше, как разрешится та или иная конфликтная ситуация. Это ли не маленькое чудо?

Стоит отметить, что спектакль «Оскар и Розовая Дама» был показан во многих городах России, но именно постановка Олега Липовецкого близка моему сердцу. Да что там, наших актеров тепло принимали и в Москве, и за рубежом с этой же постановкой! Поэтому всем, кто ее еще не видел, советую найти время и посмотреть – без сомнений, оно того стоит. К тому же средства от показа спектакля идут на благотворительность. «В спектакле, который мы делаем, важна не мелодраматическая составляющая, а мысль: это путь к вере, который проходят два человека. Мы хотели бы говорить со зрителем не о жалости к человеку, а о радости, которую испытывает человек, когда приходит к Богу», – замечает режиссер Олег Липовецкий. Вот она, сила настоящего искусства.

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.