Покаяние – главная дорога к Богу

На пятой седмице Великого поста в православных храмах совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Через воспоминание духовного пути преподобной Марии Церковь призывает нас встать на путь покаяния. Есть ли разница между покаянием и раскаянием? Об этом и многом другом корреспондент газеты «Православный Симбирск» Сергей Николаев побеседовал с настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи протоиереем Михаилом КАЧАЛОВЫМ.

– Отец Михаил, мы часто слышим слово «покаяние», но, пожалуй, редко задумываемся о том, что оно значит. Хотелось бы узнать, какой смысл Православная Церковь вкладывает в это слово?

– «Покаяние» в переводе с греческого означает «раскаяние» и «изменение ума». Когда человек понимает, что он делает плохо в первую очередь себе, его душа начинает болеть, поэтому он хочет себя изменить. Дело в том, что все мы – образ и подобие Божие, но все мы совершаем ошибки в жизни. У всех нас есть недостатки: у кого-то их больше, у кого-то – меньше. Мы не всегда знаем волю Божию, выбирая свой жизненный путь. Естественно, не можем избежать и ошибок. Поэтому Господь из милосердия дал нам возможность покаяния. Любой грех может быть прощен человеку, кроме греха нераскаянного. Очень важно осознавать этот факт и не забывать о нем. Господь призывает нас: будьте святы. Прийти к святости без покаяния невозможно. Поэтому покаяние – это необходимое условие жизненного пути каждого православного христианина.

– Как определить истинность покаяния?

– Истинность покаяния заключается в том, что мы каемся и верим, что Господь простит нас. Осознаем свою греховность и стремимся исправиться. Пусть не все получается сразу, ведь нельзя из первого класса перейти в десятый. Господь говорит, что Царствие Небесное силою берется, поэтому определенные усилия от нас, конечно же, должны исходить.

– Может ли покаяние осуществляться в несколько этапов?

– Мне кажется, что это процесс непрерывный. Есть периоды, когда возрастает интенсивность покаяния, как, например, в Великий пост. Ведь зачастую мы говорим, что хотели бы что-то сделать, но нам некогда. А когда нам слишком некогда – это верный признак того, что мы далеки от Бога.

– Что должен сделать человек, чтобы измениться внутренне?

– Я считаю необходимым, чтобы человек с собой договорился. Нужно понимать, что полезно для тебя, а что – нет. Если внутренне человек решится на подвиг, то потом получит радость от этого. Если будет себя пугать неимоверными усилиями – ничего хорошего не выйдет. Без Бога мы не можем пройти эту дорогу, только с Ним все возможно.  «Кому можно спастись?» – вопрошали апостолы у Христа. Человеку одному это не под силу. Но с помощью Бога, Который видит благое человеческое стремление, это реально.

– Покаяние и раскаяние – это синонимы?

– «Покаяние» и переводится как «раскаяние». Эти слова друг друга дополняют. Человек кается на Исповеди, а раскаивается – когда оплакивает в душе свой дурной поступок или помысел. Исповедь рождает как покаяние, так и раскаяние человека. Он начинает внутреннюю работу над собой.

– Вопрос, который часто задают верующему: почему Господь прощает человека, который грешил всю сознательную жизнь, раскаявшись лишь под самый ее конец (разбойник на кресте), а человека, старающегося вести праведный образ на протяжении всей жизни, Господь подвергает разным испытаниям и не факт, что простит за содеянные грехи? Как бы Вы на него ответили?

 – Господь прощает человеку те грехи, в которых он раскаялся. Принято считать, что Господь забирает человека в нужный момент для оправдания. Нам часто задают вопрос: почему этот человек вот что творит и живет хорошо, а другой – хороший человек, но неожиданно его, например, не стало. Если человек не живет духовной жизнью, ему кажется, что это глу- пость или какой-то рок. Поэтому если говорить о покаянии в конце жизни… Мы не знаем, что будет с нами. У нас же нет прозорливости, чтобы узнать это. Но даже прозорливые люди не говорят об этом, чтобы человек имел при жизни возможность измениться. Господь говорит: «В чем Я найду вас, в том и буду судить». Это держит человека в тонусе, заставляет его быть готовым к моменту смерти. Мы привыкли судить людей. Этот святой, этот грешный. Но кто из нас имеет такое право? Кто может увидеть, что именно творится в глубинах человеческой души? Только Господь, потому что Он – Сердцеведец. И на Кресте Господь видел, что разбойник свят, что его покаяние искреннее. Если христианин находится рядом с Богом, он знает, что Бог есть любовь, что Он не просто так что-то попустил, и человек успокаивается. У него есть надежда и упование. Как говорят святые отцы, нужно, чтобы мы смотрели на жизнь с точки зрения именно Креста Господня, с духовной точки зрения. Вспомним притчу о работниках, получивших одинаковую плату: кто-то из них работал один час, кто-то целый день, но всем Господь дал по одному динарию. Христос ко всем стучится, но неизвестно, будет услышан стук или нет. Чтобы Господь мог дать человеку способность раскаяться и изменить себя, мы за него молимся. Мы не знаем, когда закончится наша жизнь. Не знаем, успеем раскаяться или нет. Мы просим о кончине мирной, но не можем наверняка знать, будет ли она таковой. Поэтому нельзя откладывать покаяние.

– Что говорит нам Церковь о прощении? Что делать, если мы, казалось бы, и простили человека, но обида на него все равно живет где-то глубоко в сердце и нет-нет напоминает о себе?

 – Человек в этом случае сам себе вредит. Эта непрощенная обида другими словами называется скрытым самоубийством. Из-за чего мы в принципе обижаемся? Из-за гордыни. Мы считаем, что все к нам должны хорошо относиться. Если мы другого человека не прощаем, значит, Господь и нам что-то не простит. Все мы совершаем ошибки и хотим, чтобы нам простили их. Поняли, не осудили. Так давайте начнем с себя! Когда приходят к нам такие обидчивые мысли, выбор всегда за нами – пойдем мы за ними или нет. Если появляются такие помыслы, подумайте о любви к своей душе, к душе другого человека. Помимо внешнего раскаяния, как в Прощеное воскресение, нужно постоянно проводить еще и внутреннюю работу. При выполнении этих условий у человека словно появляются крылья, ему становится легче, когда он кого-то искренне простил... Говорю это, опираясь на свой опыт и опыт многих других людей. Не прощая других, человек увеличивает преграду, которая и так отделяет его от Бога.

– Покаяние, раскаяние, прощение… Как не терять трезвенного подхода и не переходить в формализм?

– Обратимся к Священному Писанию и вспомним слова святого Иоанна Предтечи, который говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Покаяние – это двери, открывающие нам дорогу к Богу. Чтобы формализма не было, мы постоянно должны помнить, что мы без Бога не можем существовать. Нужно, чтобы человек постоянно говорил: «Господи, открой мне, расскажи мне, что я сделал не так? Тем ли путем я иду?» Человек не получит пользы, если будет просто «для галочки» раз в месяц ходить на исповедь. Хочется, чтобы не было формализма, а была вера.. Чтобы мы в себе эту веру укрепляли через таинства.

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.