В доме фарисея

В Евангелии очень много драматичных моментов, которые через короткие описания представляют нам такие характеры, которые являются столь яркими и «выпуклыми», что потрясают своей живостью, а иногда и живучестью… Следующим событием, после монолога Иисуса «все мне предано Отцом», является общение Христа и грешницы в доме у фарисея по имени Симон.

Этот рассказ появляется в Евангелии по Луке в 7 главе. Иисус приходит в дом Симона для того, чтобы участвовать в трапезе. Традиционно при посещении дома каким-то значительным учителем за трапезу пускались и сторонние люди, которые могли бы услышать нечто от мудрости раввина. Учитель из Назарета безусловно привлекал внимание Своей проповедью, необычностью Своего мышления и поэтому многие хотели услышать Его.

Почему фарисей пригласил Его в дом? Казалось бы, что в Евангелии отношения между Богочеловеком и фарисеями далеки от доброжелательных… У комментаторов текста Священного Писания на это есть несколько версий, среди которых предположение о том, что этот Симон был последователем учения Христова или же наоборот пытался поймать Его на каких-то словах или действиях, которые впоследствии могли бы привести к осуждению Иисуса, а может быть Симон получил какое-то благодеяние от Христа и был вынужден пригласить в дом, чтобы как-то отблагодарить.

Если первые версии признаются особенно неубедительными, то последней придерживаются большинство толкователей. В любом случае, Иисус был гостем в доме у фарисея, то есть человека, который является для народа образцом благочестия, хранителем Закона и традиций иудеев. Но по каким-то причинам он не оказывает Иисусу тех принятых норм гостеприимства, которые были распространены в те времена.

Путешественнику, который входит в дом, хозяин должен положить руку на плечо и поцеловать, выражая тем самым приветствие и уважение, демонстрируя радушие и открытость. Затем важно было омыть ноги путника, так как с одной стороны человек скорее всего был уставшим, а с другой в пути он мог пройти по тем дорогам, по которым ходили язычники и соприкоснуться с пылью этих дорог. Нужно было омыть ноги. После же этого воскурялись благовония в доме или на голову гостя капалось небольшое количество благовонного масла (обычно розового). Вот так встречали гостей, которым искренне рады в доме. После этого человека приглашали к столу. В центральной комнате гости возлежали (никто не сидел привычно нам на стульях), протягивая ноги в противоположенную от стола сторону.

Именно так возлежал Спаситель и к Его ногам приблизилась женщина, которая в городе имела дурную славу грешницы и блудницы. Скорее всего, она услышала проповедь Христа и решила, что Его слова помогут ей преодолеть бедственное положение ее. Она пришла в дом фарисея послушать Учителя, но не удержала собственной искренности и начала плакать, слезами омывая ноги Его, тут же она отирала ноги распущенными волосами и вновь начинала плакать и помазывала ноги миром, которое было очень дорогим и которое многие женщины носили с собой на шее. Заметим, что распущенные волосы – это то, что абсолютно не пристало еврейской женщине, обычно это был знак того, что женщина дурного поведения.

Вся эта картина вызывает возмущение у фарисея. Он думает, что Пророк должен был бы знать, что она – грешница, а Иисус ведет себя так, словно не подозревает этого. Христос в ответ на мысли Симона предлагает ему притчу о прощенном долге, когда два человека были должны значительно разные сумму одному человеку, но которые обоим должникам он простил. На вопрос Иисуса: «кто из них больше возлюбит заимодавца?» фарисей логично отвечает, что тот, кто больше был должен. Естественно, одно дело, когда тебе прощают тысячу рублей, а другое, когда сто. И вот далее Христос вспоминает Симону все те упущения, которые он проявил по отношению к гостю (целование, вода, масло) и параллельно указывает на грешницу, что непрестанно умывает слезами Его ноги. «Прощаются ее грехи многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит», - завершает Христос свои слова Симону и, обращаясь уже к грешнице, говорит ей, что вера ее спасла ее.

Вот так, Евангелие показывает нам два характера: уверенного в своей безгрешности, не имеющего нужды в прощении человека и грешницы, которая находилась в нелюбви у всего народа, но при этом устремившая всю свою веру и всю свою любовь к Тому, слова Которого смогли растрогать ее и привести к покаянию.

Не скажу чего-то нового, если отмечу, что нет ничего, пожалуй, худшего для религиозной жизни, чем уверенность в собственной безгрешности. Такие с легкостью нарушат все, что угодно, осудят любого и будут пребывать в холодной уверенности собственной правоты. Вовсе не обязательно каждому опуститься сначала на дно социальной жизни или лишиться моральных устоев, чтобы в полноте почувствовать покаяние, важно никогда не забывать, что нет среди нас человека без греха. К каждому приходит когда-то Христос. И не всегда Он бывает ясно видим, как Симону. Он иногда является в нашей жизни вместе с требующими нашей помощи людьми, Он появляется в каких-то ситуациях, когда наша душа особенно восприимчива к изменениям, но вот чтобы тронуться по пути этих изменений, требуется любовь. Такая любовь, которую показывает нам грешница. Очень важно не стоять на крайностях осознания собственной безгрешности с одной или отчаяния от осознания греховности с другой стороны. Память о грехах пусть будет каждому из нас мотивацией к исправлению, к просьбе Господу о прощении.  

Нам прощает Господь. Действительно прощает все те грехи, в которых мы раскаиваемся, а это повод к тому, чтобы возлюбить много: Его Самого, а вместе с Ним и всех тех, кто являются образом Его, то есть наших ближних.

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.