Пасхальная радость для «мучеников поста»
О книге «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма» архимандрита Саввы (Мажуко)
Согласно известному патериковому изречению, «люди научаются от людей». Воистину, это так! Недавно мне попалась в руки книга архимандрита Саввы (Мажуко) «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма», которая вышла в свет два месяца назад. Книга отца Саввы обманула все мои ожидания… Признаться честно, эту книгу я читать не хотел. «Ну вот, очередное проговаривание очевидностей о Великом посте объемом в 300 страниц» – думал я. Каково же было удивление, когда я обнаружил, что трехсотстраничный «монстр» оказался, во-первых, интересным и легким для чтения, а во-вторых, наполненным трезвыми мыслями и свежим взглядом на привычные вещи. Да, действительно, этого я никак не ожидал!
Архимандрит Савва (Мажуко) – православный священник из Республики Беларусь, насельник Свято-Никольского мужского монастыря города Гомель. Окончил Московскую духовную академию, богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, является аспирантом Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Отец Савва читает лекции по христианской культуре на филологическом факультете Гомельского государственного университета, ведет программу «Свет невечерний» на телеканале «Союз», регулярно публикуется на портале «Православие и мир».
В каком смысле Пасха неизбежна? Великий пост готовит к Пасхе Христовой – событию, которое является основанием христианской веры. Автор говорит о неизбежности Пасхи по нескольким причинам. Во-первых, Воскресение Христа (Пасха) открывает двери в Царствие Небесное. Сама Пасха – это образ грядущего эсхатологического Царства, которое уже наступило, но пока еще находится на земле не явно. Это присутствие Царства выражается в Евхаристии.
Но настанет мгновение, когда Царство Небесное откроется во всей своей славе, охватив всю вселенную. Причащаясь Святых Таин, мы уже находимся на Пире Царства. В этом смысле Пасха неизбежна. Во-вторых, Христос – это не только Бог, но и подлинный Человек. Апостол Павел называет Христа «Вторым Адамом», Который становится на место первого, падшего Адама и возглавляет человеческий род (1 Кор. 15:47). Апостол пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). К Пасхе Воскресения Второй Адам приходит через Пасху Страданий. Христос освятил этот путь. Это означает, что в жизни каждого человека есть своя Пасха Крестная – все те испытания, которые человек должен пройти, та чаша страданий, которую он должен выпить. Но неизбежно за страданиями наступит Пасха Воскресения.
Книга написана доступным языком и легко читается. Автор не боится шутить, однако одновременно с этим, основываясь прежде всего на греческих оригиналах, ему удается ненавязчиво объяснить читателю смысл различных неясных выражений, которые встречаются в Священном Писании и великопостных литургических текстах.
План книги в основном следует богослужебному календарю Великого поста, начинаясь подготовительными неделями и заканчиваясь Пасхой. Публицист, подобно опытному гиду, ведет читателя по «дороге дней Великого поста», объясняя, показывая и предостерегая. Попутно отец Савва дает краткие исторические сведения о времени и обстоятельствах формирования различных элементов, из которых сложился современный вид Великого поста. Типикон, Триодь Постная, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, стихиры монахини Кассии, Неделя Крестопоклонная, различие между «неделей» и «седмицей», белый цвет богослужебных облачений вселенских родительских суббот, воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица – эти и многие другие вопросы автор осмысляет в своей книге.
Автор желает заразить «мучеников поста» пасхальной радостью, поэтому книга говорит «не столько о посте, сколько о том, как в каждом богослужебном жесте великопостного богослужения разглядеть Пасху и заразиться ее радостью, утешением и красотой». Отец Савва хочет направить мысли постящихся от бездеятельной тоски к плодотворной пасхальной радости.
Автор долгое время исполнял послушание уставщика – человека, который следит, чтобы за богослужением все правильно пелось и читалось, – поэтому в своей книге он проявляет большой интерес к великопостному богослужению, отмечая знаменитые жемчужины церковной гимнографии и разъясняя смысл этих текстов. Архимандрит Савва, являясь монахом, очень любит и ценит многовековую великопостную традицию Православия, однако напоминает, что формировалась она монахами и для монастырей. Идеал монашеской жизни на многие столетия пленил православных мирян. Автор отмечает, что развитой традиции Великого поста «для мирян», аналогичной традиции, зафиксированной в Типиконе, так и не сложилось. Ее нужно создавать. В связи с этим можно перефразировать известную поговорку так: что для монаха хорошо, то для мирянина (семейного человека) – смерть.
Отец Савва предостерегает мирян от чрезмерной аскезы – она опасна, как в плане физиологическом, так и в плане духовном. О человеческом организме и происходящих в нем процессах, о человеческой психике люди XXI века знают несравнимо больше, чем монахи, например, VII века, поэтому многих проблем, которые могут быть вызваны неразумным постом, можно избежать благодаря современным медицинским знаниям. И это не новшество, ведь святые отцы не пренебрегали «научными» знаниями своего времени! Автор настаивает, что с наступлением праздника Пасхи наши «духовные упражнения», которым мы уделяли так много внимания на протяжении Великого поста, не заканчиваются.
К сожалению, многие после Пасхи набрасываются с удвоенной, а то и с утроенной силой на то, от чего воздерживались! Такое поведение вредит телесному и духовному здоровью. Автор дает советы, как отмечать Пасху так, чтобы светлый праздник не стал для человека и его родных разрушительным.
Книга архимандрита Саввы будет интересна всем, кто хочет познакомиться со значением богослужебных образов, которые предлагает Церковь христианам для размышления.
Диакон Димитрий ТРОФИМОВ