Пасхальная радость для «мучеников поста»

 О книге «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма» архимандрита Саввы (Мажуко)

Согласно известному патериковому изречению, «люди научаются от людей». Воистину, это так! Недавно мне попалась в руки книга архимандрита Саввы (Мажуко) «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма», которая вышла в свет два месяца назад. Книга отца Саввы обманула все мои ожидания… Признаться честно, эту книгу я читать не хотел. «Ну вот, очередное проговаривание очевидностей о Великом посте объемом в 300 страниц» – думал я. Каково же было удивление, когда я обнаружил, что трехсотстраничный «монстр» оказался, во-первых, интересным и легким для чтения, а во-вторых, наполненным трезвыми мыслями и свежим взглядом на привычные вещи. Да, действительно, этого я никак не ожидал!

Архимандрит Савва (Мажуко) – православный священник из Республики Беларусь, насельник Свято-Никольского мужского монастыря города Гомель. Окончил Московскую духовную академию, богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, является аспирантом Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Отец Савва читает лекции по христианской культуре на филологическом факультете Гомельского государственного университета, ведет программу «Свет невечерний» на телеканале «Союз», регулярно публикуется на портале «Православие и мир».

В каком смысле Пасха неизбежна? Великий пост готовит к Пасхе Христовой – событию, которое является основанием христианской веры. Автор говорит о неизбежности Пасхи по нескольким причинам. Во-первых, Воскресение Христа (Пасха) открывает двери в Царствие Небесное. Сама Пасха – это образ грядущего эсхатологического Царства, которое уже наступило, но пока еще находится на земле не явно. Это присутствие Царства выражается в Евхаристии.

Но настанет мгновение, когда Царство Небесное откроется во всей своей славе, охватив всю вселенную. Причащаясь Святых Таин, мы уже находимся на Пире Царства. В этом смысле Пасха неизбежна. Во-вторых, Христос – это не только Бог, но и подлинный Человек. Апостол Павел называет Христа «Вторым Адамом», Который становится на место первого, падшего Адама и возглавляет человеческий род (1 Кор. 15:47). Апостол пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22). К Пасхе Воскресения Второй Адам приходит через Пасху Страданий. Христос освятил этот путь. Это означает, что в жизни каждого человека есть своя Пасха Крестная – все те испытания, которые человек должен пройти, та чаша страданий, которую он должен выпить. Но неизбежно за страданиями наступит Пасха Воскресения.

Книга написана доступным языком и легко читается. Автор не боится шутить, однако одновременно с этим, основываясь прежде всего на греческих оригиналах, ему удается ненавязчиво объяснить читателю смысл различных неясных выражений, которые встречаются в Священном Писании и великопостных литургических текстах.

План книги в основном следует богослужебному календарю Великого поста, начинаясь подготовительными неделями и заканчиваясь Пасхой. Публицист, подобно опытному гиду, ведет читателя по «дороге дней Великого поста», объясняя, показывая и предостерегая. Попутно отец Савва дает краткие исторические сведения о времени и обстоятельствах формирования различных элементов, из которых сложился современный вид Великого поста. Типикон, Триодь Постная, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, стихиры монахини Кассии, Неделя Крестопоклонная, различие между «неделей» и «седмицей», белый цвет богослужебных облачений вселенских родительских суббот, воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица – эти и многие другие вопросы автор осмысляет в своей книге.

Автор желает заразить «мучеников поста» пасхальной радостью, поэтому книга говорит «не столько о посте, сколько о том, как в каждом богослужебном жесте великопостного богослужения разглядеть Пасху и заразиться ее радостью, утешением и красотой». Отец Савва хочет направить мысли постящихся от бездеятельной тоски к плодотворной пасхальной радости.

Автор долгое время исполнял послушание уставщика – человека, который следит, чтобы за богослужением все правильно пелось и читалось, – поэтому в своей книге он проявляет большой интерес к великопостному богослужению, отмечая знаменитые жемчужины церковной гимнографии и разъясняя смысл этих текстов. Архимандрит Савва, являясь монахом, очень любит и ценит многовековую великопостную традицию Православия, однако напоминает, что формировалась она монахами и для монастырей. Идеал монашеской жизни на многие столетия пленил православных мирян. Автор отмечает, что развитой традиции Великого поста «для мирян», аналогичной традиции, зафиксированной в Типиконе, так и не сложилось. Ее нужно создавать. В связи с этим можно перефразировать известную поговорку так: что для монаха хорошо, то для мирянина (семейного человека) – смерть.

Отец Савва предостерегает мирян от чрезмерной аскезы – она опасна, как в плане физиологическом, так и в плане духовном. О человеческом организме и происходящих в нем процессах, о человеческой психике люди XXI века знают несравнимо больше, чем монахи, например, VII века, поэтому многих проблем, которые могут быть вызваны неразумным постом, можно избежать благодаря современным медицинским знаниям. И это не новшество, ведь святые отцы не пренебрегали «научными» знаниями своего времени! Автор настаивает, что с наступлением праздника Пасхи наши «духовные упражнения», которым мы уделяли так много внимания на протяжении Великого поста, не заканчиваются.

К сожалению, многие после Пасхи набрасываются с удвоенной, а то и с утроенной силой на то, от чего воздерживались! Такое поведение вредит телесному и духовному здоровью. Автор дает советы, как отмечать Пасху так, чтобы светлый праздник не стал для человека и его родных разрушительным.

Книга архимандрита Саввы будет интересна всем, кто хочет познакомиться со значением богослужебных образов, которые предлагает Церковь христианам для размышления.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.