Непрощение Бога. Возможно ли?

О чем по большому счету Евангелие? Можете ответить? Господь Сам говорит: исполнился срок и приблизилось Царство, покайтесь! Христос приходит к человечеству и более того Сам соединяется с ним, спасает его от греха, проклятия и смерти, прощает его… Огромное количество пассажей Евангелия как раз о прощении. Огромное количество наших проповедей тоже о прощении. Мы часто говорим о том, что нужно каяться, ведь Господь Милостив и прощает нас. Один из святых даже сформулировал прекрасную мысль о том, что нет такого греха, который бы не простил Господь, кроме того, в котором не раскаялся человек.

Но вот Тот, Кто принес нам весть о прощении и исцелении говорит слова, которые на первый взгляд не вяжутся с Его образом: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам». Этот стих многие признают весьма сложным и рассматривать его нужно обязательно в контексте предыдущего диалога, возникшего у Христа и фарисеев.

Проповедь Мессии Иисуса сопряжена с исцелением, а исцеление с изгнанием бесов. При этом Иисус исцеляет и в субботу, что немало раздражает книжников и фарисеев и мы уже неоднократно отмечали это в нашем исследовании текста Священного Писания. Вот и сейчас Христос исцелил тяжело болящего человека, изгнал беса, даровал человеку свободу и притом многие были свидетелями этого события. Люди начинают пораженно говорить «не это ли Христос сын Давидов». Простые люди скорее тех, что должны были бы первыми разглядеть Сына Божия, принимают Иисуса как Мессию, а те – книжники и фарисеи – не только не признают Его, но и усиленно противятся Его проповеди, Его делам. И вот когда уже не знают что же можно сказать на Христа, прибегают к самому распространённому в человеческом сообществе делу – клевете! Так ведь всегда проще, правда? Зачем пытаться найти в человеке что-то положительное, зачем признавать свою неправоту, зачем быть обличаемыми самим образом жизни праведника, если можно все упростить? Так называемые законоучители иудейские обвиняют Иисуса в том, что Он исцеляет и изгоняет демонов силою Вельзевула, князя бесовского. И, конечно же, сравнение Сына Божия с демоном является причиной для того, чтобы Иисус произнес сильнейшие слова в своей проповеди. Но сначала Он приводит несколько аргументов, разбивающих саму мысль о том, что он заодно с дьяволом.

Во-первых, Господь говорит о том, что не может устоять царство, разделившееся само в себе. Как может устоять царство, в котором идет нечто, наподобие гражданской войны? О какой силе можно говорить, если один демон изгоняет другого? Но кроме этого, Иисус приводит и иной аргумент: «и если Я силою Вельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьей силой изгоняют? Посему они будут вашими судьями». Действительно, согласно историческим хроникам, в иудейском народе (а именно о принадлежности какой-то общности говорит использование оборота «сыновья…», то есть не прямо сыновья говоривших, но их сородичи) со времен Соломона имели место специальные чинопоследования изгнания бесов. Они сопровождались изготовлением специальных составов, молитвами и требующими больших и видимых усилий действиями. Таким образом, Иисус укоряет окружающих в том, что они кому-то позволяют быть изгоняющими демонов, а кому-то -  неугодному им самим – нет. Кого-то они считают добродетельными, а кого-то при равных же успехах считают последователем сатаны. Ну и в-третьих Христос приводит логический довод о том, что если кто-то приходит и расхищает дом сильного, то значит этот кто-то победил сильного. Значит Он – изгоняющий демонов Иисус из Назарета – победил «сильного» беса! И вот уже после этого отвратительного в своей сути обвинения Сына Божия в принадлежности царству сатаны и блестящих аргументов Иисуса против, Он и произносит известные слова о непростительности хулы на Духа! Господь говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

Важно отметить, что здесь речь идет не об учении о Святом Духе, которое будет сформировано гораздо позднее. Ясно, что Господь говорит с иудеями о Духе Божием в привычном им понимании, то есть мы можем поставить знак равенства между «Духом» и «Богом».

Суть того, о чем говорит Христос в следующем. Каждый человек имеет некие способности, но если он не пользуется ими – они атрофируются. Каждый из нас наверняка замечал такую особенность, что чем дольше мы не исповедуемся, чем дольше мы не испытываем свою совесть, тем легче бывает нам согрешить, тем более и более мы утрачиваем саму способность распознавать грех и добродетель. Это же верно и к каким-то более простым навыкам. Например знание иностранных языков: если мы не пользуемся этим навыком, то скоро забываем его, становится сложнее формулировать какую-то мысль на ином, нежели постоянно используемом нами языке. Так вот, окружавшие Христа фарисеи настолько утратили духовную зоркость, что стали неспособными отличить добродетель от греха, они в Божием деянии видят дело сатаны. Не замечают ни Сына Божия, ни славных дел Его, ни проповеди Его не слышат, но видят и говорят только то, что переполняет их – злоба! Конечно же, это и есть хула на Бога, хула на Духа – неспособность воспринять Его, неспособность покаяться, утрата самого видения доброты. Это не простится не потому, что Бог чего-то не может, это не простится потому, что сам человек не желает этого прощения! Оно не нужно ему, он видит только то, чем наполнено его сердце. Это удивительная мысль Христа! Как можно говорить доброе, будучи злым? Если в твоем сердце зло, то и в окружающих ты будешь видеть зло, если в твоем сердце добро, то и вокруг тебя – добро. В фарисеях, обвинивших Христа, не было ничего от света и поэтому даже в Его добрых делах им видится зло и сила бесовская. Если ты не ищешь спасения, то и не наследуешь его. Господь приходит к тебе, но тебе Он не нужен. Христос говорит с тобой, но ты Его не слышишь. Он делает все, что должен делать Мессия на земле, но окружающие его фарисеи настолько погрязли в своей иной жизни, но не способны более разглядеть Его поступков и увидеть их внутреннюю сущность…

Насколько же эта картина жива и в наши дни! Ведь мы продолжаем жить именно в таком мире и сами порою бываем именно таковыми: в любом действии наших братьев ожидаем подвох, в любом добром слове видим лесть и ложь, не даем ни себе покоя, ни другим не позволяем даже на какое-то время побыть в наших глазах добрыми. Это ли не утрата того, о чем и говорит Господь – восприимчивости к свету, к добру, к прощению? Вот что есть хула на Духа – неспособность воспринять Бога, утрата покаянного чувства, нежелание услышать призыв Христа и последовать за Ним, попытка объяснить Его чудесные поступки иными, нежели божественным происхождением причинами.

А завершить мне хочется словами Иисуса «кто не собирает со Мной, тот разоряет». Понимаете о чем это?  Это о том, что не бывает нейтральности в христианстве. Либо мы добром вместе с Господом изгоняем силу Вельзевула из этого мира, добром побеждаем окружающее нас зло, даже тогда, когда кажется сами полностью этим злом повержены и находимся в крайне стесненных обстоятельствах, либо попадаем под власть зла и силы сатаны. Не бывает дом нашей души чистым и пустым, так как в нем либо «живет Христос», либо противостоящая Ему сила. Поэтому бодрствуйте и следите за тем, что говорите и как реагируете на поступки окружающих нас людей. Цените даже самые хрупкие их проявления добра, старайтесь увидеть их, развить… И не спешите со словом своим, ибо именно от слов своих будем осуждены или будем оправданы!

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.