Военная судьба старшины Савельева

Мой отец Сергей Васильевич Савельев (1926-2014) был участником блокады Ленинграда. Его родители жили в Тверской области и всегда хотели, чтобы сын учился в большом городе. В 1940 году Сергей поступил в Ленинградское ремесленное училище № 20. Так в 14 лет началась его взрослая жизнь. События этих лет по рассказам отца восстановила моя мама.

Когда началась война, ребята по-прежнему учились в училище и жили в общежитии. Но с каждым днем мальчишек кормили все хуже и меньше, а заниматься приходилось больше. В качестве практики ребята точили мины на пивоваренном заводе им. Степана Разина. Завод спешно был переоборудован и вместо пива выпускал сначала мины, а потом и снаряды, и пулеметные ленты для защитников города. Группу токарей, в которой учился Сергей, выпустили досрочно, и к октябрю 1941 года он окончил учебу в ремесленном училище и получил специальность токаря 4-го разряда. Так, уже в 15 лет началась его взрослая рабочая жизнь.

Кроме работы и учебы, мальчишки вечерами и ночами по очереди дежурили на крыше. Город постоянно бомбили. Фугасные, зажигательные, осколочные бомбы падали на крыши домов, их надо было успеть схватить длинными щипцами и швырнуть в ящик с песком или в бочку с водой, пока бомба не взорвалась. Занятие тяжелое и страшное, требующее внимания, быстроты и сноровки, но ребята научились и этому. Опять же, кому как повезло: бомба могла взорваться в руках, могло взрывной волной сбросить с крыши, были разные случаи.

Потом начались артиллерийские обстрелы, и снаряды разрушали дома. Не избежало этой страшной участи и общежитие, где ложились спать мальчики. Сергей к этому времени уже не учился в ремесленном. Их, небольшую группу юных токарей, оставили работать на том же пивоваренном заводе. Училище их уже не кормило, но в общежитии они еще жили, хотя собирались выселять оттуда. Снаряд поторопил с выселением. Он, пробив стену 3-го этажа, влетел в комнату, подхватил одну кровать с мальчиком, пронес через всю комнату и вылетел прочь, пробив противоположную стену и выбросив кровать на улицу. Взорвался снаряд уже на улице у соседнего дома. Мальчишки испуганно смотрели на развороченные стены. Удивлялись, почему снаряд не взорвался и как они остались живы. Потом кинулись искать закрытое помещение – шел ноябрь, было холодно.

Следующим утром Сергей обнаружил, что ботинок у него нет. То ли их вышибло взрывной волной от снаряда, то ли кто стащил в суматохе, только на работу идти было не в чем. А идти-то надо. Он долго искал, во что бы ему обуться, но ничего не было. Потом нашел чьи-то резиновые галоши и пошел в них на завод. В проходной вахтер не пустил его: нельзя в цех в галошах, ведь кругом металлическая стружка, сразу испортишь ноги. Сергей долго просил, но его не пускали. Он заплакал и отошел в сторону, не зная, где ему взять ботинки. Он уже не числился учеником, и никто ему не выдаст новые, и денег на покупку у него нет. Он стоял и плакал, потому что не знал, что ему делать и к кому обратиться за помощью. А потом вахтер сказал: «Ты, мальчик, не плачь, а иди и ищи ботинки там, где дома разрушены, что-нибудь обязательно найдешь». Сергей пошел искать и, действительно, не скоро, но нашел для себя обувь. И на следующий день стоял у своего станка хоть и в больших, но зато крепких ботинках.

Тех ребят, что работали на пивоваренном заводе, поселили в общежитии на территории завода рядом с цехом. Ходить им больше никуда не надо было, только в цех на работу и назад спать. Да они уже так ослабли, что и не могли ходить далеко. С каждым днем в заводской столовой кормили все меньше и хуже. Позднее мальчишки случайно обнаружили под полом зерно. Наверное, когда-то в этой комнате был склад зерна, и оно засыпалось под пол. Ребята нашли щель и лазили через нее под пол, ползали на животах в темноте, собирая зернышки, и ели их. Сергей, набрав немного зерна, понес его голодающим родственникам Смирновым, они были очень рады такому гостинцу, просили принести еще хоть горсточку, говорили, что будут ждать его. Они его ждали, и он еще несколько раз приносил им немного зерна.

 Положение в Ленинграде становилось все хуже и хуже. Голод взял людей в свои жестокие тиски, но город еще защищался. Мальчики, едва стоя на ногах, работали по 12 часов в день, вытачивая мины и снаряды. Только работали и спали, уже никуда не ходили и вообще еле двигались. Потом детей начали вывозить из Ленинграда по Ладожскому озеру на Большую землю. И вот весной, в марте 1942 года, по этой Дороге жизни, по последнему льду, поехали машины, на одной из которых сидели ослабевшие ребята с пивоваренного завода и среди них Сергей Савельев. Их было только пять человек. Сергей рассказывал, что их обстреливали немцы, в бой вступили наши зенитки, защищая их. Вот ушла под лед впереди идущая машина, чуть свернув с дороги, а их машина успела проскочить мимо открывшейся страшной полыньи.

На берегу Большой земли (так в осажденном Ленинграде называли всю советскую землю, расположенную за Ладожским озером) их, голодных, спешно погрузили в товарные вагоны, закрыли двери, и состав тронулся. Они все лежали на полу рядами и не двигались. Сколько ехал поезд, трое или пятеро суток, неизвестно. Обессиленных пассажиров не кормили и не проверяли (за что потом сняли с должности начальника поезда), и люди в вагонах умирали. Двое ребят из пяти тоже умерли, а трое так и лежали, не двигаясь, вперемешку с мертвыми. Сергей знал, что в его группе при поступлении было 25 мальчиков, а живыми остались только трое.

Сергея призвали в армию 22 октября 1943 года, и он служил по январь 1951 года на флоте. Таким образом, его военная служба продолжалась 7 лет и 4 месяца. Военная морская служба началась с города Кутаиси (Грузия). Сергея направили учиться в школу связи на радиста. Война продолжалась. Немцы захватывали города и селения, наши воины их освобождали ценой своей жизни. Так был освобожден город-порт Николаев. Туда и перевели школу связи из города Кутаиси. В этом разрушенном полувоенном городе закончил Сергей школу связи, впервые оказавшись на борту судна, где проходил практику. Отсюда его направили на фронт.

Продолжение следует

Протоиерей Дмитрий САВЕЛЬЕВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.