О том, что невозможно быть человеку одному

Следующий фрагмент евангельского синопсиса касается распространенной для времен земной жизни Иисуса Христа практики – требования знамений. Знамения и чудеса – это то, через что Бог проявляет себя в мире, демонстрирует Свое присутствие. По крайней мере так мыслили иудеи того времени. Не думаю, что сильно ошибусь, сказав, что примерно так же мыслят люди и сейчас. Многие из нас устраивают испытание Господу: если Ты есть, то сделай мне то-то, если ты существуешь, то помоги мне в том-то и так далее.

Да, это очень похоже на обращение маленьких детей, но по большому счету так и происходит всю нашу жизнь. хотя на самом деле есть ли смысл испытывать Того, Кто ежедневно рядом с тобой? Зачем испытывать Того, Кто наполняет рассвет красками, дает тебе «жизнь, дыхание и все»? Но мы вновь и вновь требуем знамения, потому что так проще, так легче и, кажется, что вот так мы точно поверим.

Однако как только происходит в нашей жизни что-то действительно удивительное, так мы молниеносно находим сотни уверений в том, что это всего лишь совпадение, случайность или же говорим сами себе, что именно к этому все и шло. Так бывает очень часто. К сожалению, человечество мало меняется.

Что же ответил Христос на просьбу окружавших его книжников и фарисеев? «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12:39-42).  

Удивительно, что доселе скрывающий Свое мессианство, Иисус практически открыто говорит о Своем достоинстве. Но ничего из того, что Он делал или говорил не достигло сердец тех, кто должен был бы первым узнать Его. Господь приводит примеры Ветхого Завета, когда люди подчас далекие от Бога сумели рассмотреть Его знамение, Его мудрость и поспешили как-то изменить свою жизнь, поспешили стать причастными мудрости Божией. И вот, вокруг Него стоят те, кто совершенно глух к Тому, Кто более и Ионы и Соломона. О таких явлениях позднее будут писать апостолы, упоминая тех, чье сердце окаменело, чьи сердце и ум совершенно не способны воспринять Благую весть о спасении, тех, кто не сможет принять Самого Христа.

 Мы не такие? Или такие же? Спросим себя. И попробуем ответить очень честно. Мы слышим Христа? Не священника на проповеди или на экране телевизора, а Самого Христа! Мы стремимся к Нему? Мы пытаемся искать Его ежедневно? Кто-то скажет, что это типичная риторика для христианского проповедника и возможно будет прав, но это не отменяет того, что в жизни-то это самый важный вопрос. В конце концов, что для нас Церковь? Место, где комфортно можно провести время в воскресный день или место, где я могу встретиться с моим Богом?

Посмотрите сколь похожи ситуации нескольких тысячелетий назад  и нынешних дней. Тогда к Соломону стремились, чтобы послушать его, хотя он был лишь носителем мудрости, но не мудростью как таковой, Христа же не услышали. Сегодня множество людей готовы устремлять себя за многие километры на встречу с тем, кого кто-то из знакомых назвал старцем, чтобы решить свой вопрос (подчас весьма прозаичный), но главный-то вопрос жизни не решается. А главный вопрос в том, с кем я! И этот главный вопрос решается в сопричастности Христу, которая достигается в любом храме во время совершения величайшего Таинства Таинств – Евхаристии – которое, к сожалению, часто презирается нами, христианами. Мы готовы слушать проповедника, говорящего о Христе, но не слышим Самого Христа, говорящего с нами со страниц Священного Писания, обращающегося к нам устами тех, кто окружает нас…

Однако же иногда все-таки зов Господа достигает наших сердец и вот мы решаем изменить свою жизнь. Мы начинаем как бы подчищать дом своей души. Многие думают, что христианство – это о том, чтобы перестать делать плохое, но христианство – это о том, чтобы наполнив себя божественным присутствием, делать хорошее и через то – свидетельствовать об этом преображающем присутствии!

Вот Иисус обращает очень короткую притчу своим слушателям: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (Мф. 12:43-45).

Таковы неизменные правила этого мира: в нем зло неистребимо, в нем не может быть нейтрального человека, в нем требуется определение и наполнение себя, в соответствии с этим наполнением. Бес изгнан, но он продолжает искать… Мы знаем, что зло в этом мире, к сожалению, будет иметь триумф, хотя и срок этого триумфа будет сокращен, ради верных. Поэтому очищая себя, очищая свою душу через отрицание, через запреты самому себе делать злое, мы обязаны наполнить чем-то себя. Скажу более ясно – впустить в дом своей души Кого-то, Кто может сохранить его, Кто может уберечь его от посягательства «семи злейших». Мы должны прийти ко Христу, мы должны научиться быть с ним, через Таинство Евхаристии, через Таинство самой жизни. Только так можно избавиться от зла – заполним самого себя добром, дав Богу действовать в нас самих.

Как сделать это? Начать хотя бы с малого – уделить каждый день пусть и небольшое время Богу. Не только молитве, то есть своему слову к Нему, но чтению Писания, чтению Евангелия, то есть позволить Богу что-то сказать нам. Это и будет самое доброе и светлое начало преображения человека в ученика Христова. И не пренебрегайте возможностью сделать добро! Ведь всякий раз, когда мы упускаем эту драгоценную возможность – мир вокруг может заполниться теми, кто возвращается в очищенный дом, кто приносит скверну и тьму безнадеги… Впрочем, каждому из нас решать самому с кем быть и кому позволить жить в чертогах своей души.

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.