О чем я думаю Петровым постом?

История с установлением Петрова поста довольна интересна. Этот пост изначально (в 3 веке) был установлен для тех, кто не постился в Великий пост или нарушал его. На пятидесятый день после Пасхи люди отмечали праздник Троицы, день рождения Церкви, а затем христиане могли поститься неделю, если их мучила совесть о своем нерадении.

Параллельно с этим в 4 веке зарождается традиция почитания апостолов Петра и Павла как христиан, особо выделяющихся своими трудами в деле проповеди. За их подвиги 12 июля (по новому стилю) Церковь воздает им первенство чести в связи с перенесением мощей в Рим. Апостол Петр – отрекшийся и покаявшийся – отображает глубину покаяния и любви к Богу. Апостол Павел – гонитель христиан, ставший великим ревнителем, – являет чудо преображения души человеческой под действием благодати Божией.

Одна традиция наложилась на другую – так появился Петров пост. Антиохийский Патриарх Вальсамон (12 век) указывает: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан». И только несколько веков спустя утверждается традиция поста через неделю после Пятидесятницы и до дня памяти апостолов.Поэтому длительность этого поста зависит от даты Пасхи и может варьироваться от 8 до 42 дней.

Прежде чем говорить о сути поста, расскажу историю, которая произошла со мной в университете, где я преподавал. Был Петров пост, и мы с коллегой в столовой заказали обед. Увидев на моем подносе постные блюда, он обратился ко мне с недоуменным вопросом:

– Как ты можешь столько времени обходиться без мяса?

 – Пост идет, и отказаться от некоторых продуктов – самое малое, что может человек.

 – Я бы так не смог!

– А если бы я предложил тебе миллион долларов, смог бы?

– Да я бы наверное несколько лет мог есть постное! – мечтательно ответил он.

 – Вот видишь, самое главное – это мотивация. Поэтому суть поста – это внутренний мотив, который движет нами. И это самая важная часть наших отношений с Богом.

Здесь мне бы хотелось выделить 3 аспекта: Пост как подготовка к празднику «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Чтобы понять этот отрывок, хочу перенестись в детство, когда нас приглашали на всевозможные дни рождения. В день праздника мы обязательно приводили свой внешний вид в порядок, готовили подарки и даже не завтракали в предвкушении праздничного стола. Причем подобное воздержание было приятным трудом, необходимым для праздника, потому вся подготовка проходила в отличном настроении. И здесь очень важно сделать акцент не на самом посте, а на празднике, к которому мы готовимся. И каждый к празднику должен принести подарок Богу, плод своей подготовки – покаянное сердце. Лучшего дара Богу и не придумать.

 Пост как подражание подвигу апостолов

Этот пост еще называют апостольским. Христиане перед началом всякого большого и доброго дела постились по мере сил и возможностей. Из Священного Писания мы узнаем, что апостолы постились перед выходом на проповедь. И подражая подвигу апостолов, во время Петрова поста стоит укрепиться назиданием Деяний и Посланий апостольских (прочитав хотя бы единожды) и после встречи праздника первоверховных апостолов выйти на проповедь, причем в основном проповедовать примером своей доброй христианской жизни.

Пост как особое время духовного воздержания

 «Молитва и пост – это два крыла, которые возносят душу каждого верующего человека на небо», – говорят отцы Церкви. И если одно крыло западает или вовсе не двигается, то птица дает крен и падает. Один мой знакомый упорно соблюдал воздержание от скоромной пищи 3 года подряд, причем с чувством полного духовного удовлетворения в храм заходил пару раз в год. Так и сейчас в преддверии чемпионата мира по футболу кто-то скажет: «А можно ли смотреть футбольные матчи постом? Что тут такого грешного?» Действительно, а что такого 1,5 часа смотреть, как 22 здоровых мужчины катают шарообразный объект под вопли тысяч болельщиков, и утешаться «спортивными пенными» (постными!) напитками, закусывая сухариками и рыбкой (тоже постными!) и забывая обо всем, что происходит вокруг? «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10:23), – поэтому каждый должен для себя решить, что ему приносит больше пользы – смотрение на иконы или беспечные зрелища, слушание молитв и церковных песнопений или криков у телевизора, приобщение ко Христу в таинстве Причастия или таблице результатов чемпионата.

Для чего же мы постом накладываем на себя ограничения в пище? Святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что, подсчитав, сколько денег у тебя уходит на скоромный стол и во что обойдется постная трапеза, разницу надо отдавать нищим. Центральная мысль – любовь к ближнему, проявляющаяся в делах милосердия. Если же с началом поста начинаются кулинарные изыски, а еда становится более дорогой и вкусной – то это извращение самой сути. Смысл пищевого воздержания – научиться воздерживаться от грехов и возгревать в себе добродетели. В принципе, постом нужно думать не о той пище, которая скисает, черствеет, гниет и подлежит тлению, а о пище нетленной, которая возводит нас до Небес и животворит в вечности.

Иерей Михаил ЛИТВИЩЕНКО

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.