Чему учил ефесян апостол Павел?

Петров пост приурочен к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Оба апостола хорошо известны своими проповедническими трудами. В связи с этим давайте обратимся к Посланиям апостола Павла, которые он писал для наставления христианских общин, образовавшихся в результате его проповедей. Павловы Послания богаты тематически и глубоки богословски, поэтому, чтобы тщательно их изучить, нужен немалый труд. В помощь желающим существуют разнообразные святоотеческие и научные комментарии на эти тексты. В двух выпусках газеты «Православный Симбирск» мы рассмотрим отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 4:25–5:20), в котором апостол рассказывает о пра- вилах христианской жизни.

Перед тем как изложить общие правила христианской жизни, апостол Павел в 4 главе Послания к Ефесянам указывает на необходимость отвергнуть языческий образ жизни как несовместимый с жизнью во Христе. Апостол, обращаясь к вчерашним язычникам, показывает неприемлемость их прежней жизни, заклинает не возвращаться к ней и говорит об изменении, которое производит благодать Божия через таинства Церкви в верующих при их вступлении на путь христианской жизни.

Истинность в слове

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25). Апостол Павел начинает перечень правил христианской жизни с истинности в слове. Христианин не должен лгать, обманывая своих братьев во Христе, так как ложь – это свойство ветхого человека. Ложь нарушает союз любви, разрушая доверие христиан друг к другу. Апостол аргументирует свое утверждение, обращаясь к образу Церкви как целостному организму, в котором каждый член выполняет важную функцию, поэтому ложь одного из членов Церкви скажется на работе всего организма – нарушится союз любви. Глаз предупреждает об опасности ноги, рецепторы языка дают человеку сигнал о качестве пищи – благодаря слаженной работе сохраняется организм. Так и христиане не должны лгать друг другу, чтобы не возникла взаимная вражда.

Назидательность в речах

 «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). Гнилое слово – это бесполезное, пустое, праздное, шутливое и смехотворное слово, остроты. Более опасной разновидностью гнилого слова являются злоречия, пересуды, клевета, срамословие, лесть, коварные козни и всякие кривотолки. Качество слова определяется по своему действию на душу: если оно приводит ко греху, подрывает веру, нравственность, сеет раздор, подозрение, смятения народные – то это гнилое слово, которое запрещает апостол. Апостол Павел определяет доброе слово как направленное к созиданию веры. Святитель Иоанн Златоуст учит говорить умеренно и только то, что назидает ближнего. По Златоусту, если не умеешь созидать души, лучше больше молчи, так как за свои слова люди дадут ответ в судный день (Мф. 12:36). Святитель Иероним Стридонский определяет «слово благо» как то, которое учит, как следовать путем добродетелей, избегать пороков, и приносит пользу слушающему. Слово должно доставлять благодать слушающим, то есть произноситься после молитвы, призывания Святого Духа. Если слово наше будет благодатно, то оно войдет в резонанс с благодатью, которая есть в другом христианине, и усилит ее действие.

Безгневие

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Разумеется, апостол запрещает гнев, как и другие страсти! Человек не согрешает, гневаясь, когда он подавляет в себе возникший позыв к гневу, не давая ему выйти наружу в слове, выражении лица или действии. Такое сопротивление гневу вменяется в добродетель. Когда, наоборот, человек, заметив внутри себя признаки гнева, не противостоит страсти, а встает на ее сторону, давая ей разрастись, так что гнев уже нельзя удержать, то он согрешает. Жизнь предлагает много поводов для раздражения. От этого никуда не деться, но долг христианина – не поддаваться гневу. Совсем не гневаться и не сердиться – это дар благодати, который получают одни лишь совершенные. Грех вменяется с того момента, как человек заметил его, но не предпринял усилий, чтобы воспрепятствовать его дальнейшему распространению, а уже сделанное им не захотел исправлять. Это относится к моментальной вспышке гнева. Апостол советует не затягивать с исправлением последствий гнева, но мириться в тот же день до захода солнца, во-первых, по возможности, с тем, на кого разгневался, а, во-вторых, прежде всего изгнать гнев на него из своего сердца. Откладывать борьбу нельзя, чтобы чувство гнева не укрепилось в душе.

Удаление от всякого раздора

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). Раздоры, непримиримая ненависть, драки и убийства неприемлемы в христианской среде. Ссоры начинаются с помысла огорчения, которое в свою очередь приводит к ярости, крику, ругани и т.п. Огорчение нужно прогонять сразу, как оно появилось. Средством для этого является взаимная уступчивость, мирная договоренность, консенсус. Все перечисленное в стихе 31, равно как и указанные выше пороки, прогоняют от человека благодать. Крик и гнев связаны: кто не закричит, тот и не разгневается. Крик – это руки гнева, если их связать, то гнев станет бессилен. Апостол Павел описывает процесс развития раздора: огорчение рождает гнев, гнев – ярость, ярость – крик, крик – бранные слова, бранные слова – удары, удары – раны, раны – смерть. Всякая злоба, согласно толкованию святого Иоанна Златоуста, есть хитрые злые люди, которые не нападают открыто, оскорбляя и крича, но мстят делом, выстраивая сложные схемы, направленные на то, чтобы «растоптать» другого человека. И это да будет изъято из христианской среды.

Трудолюбие с милостынею

«Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28). Среди ефесских христиан были те, кто в язычестве промышляли воровством. Апостол предупреждает таких, чтобы они не вернулись к старому пороку. Воровство – одно из свойств ветхого человека. Бывшие воры вступили в общество христиан – людей, живущих трудами своих рук. Поэтому апостол заповедует тем, кто крал, теперь трудиться. Грех развивается от праздности, когда человек сидит сложа руки, следовательно, необходим труд для борьбы с грехом. Чтобы победить страсть, нужно встать на противоположный ей путь добродетели: если крал – трудись теперь сам, показывая искренность исправления. Исправляющийся вор должен трудиться не только для того, чтобы прокормить себя, но и чтобы уделять часть заработанного нуждающимся: раньше он обирал людей – теперь он становится их благодетелем. Человеку нужно честное и доброе ремесло. Апостол Павел утверждает всеобщий закон: человек должен жить трудами своих рук. Нуждающимся в христианской среде является только тот, кто физически неспособен трудиться. Помогать таким людям – христианский долг, исполнение которого низводит благословение Божие на наш труд.

Взаимное благорасположение и взаимное прощение

«Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). В стихе 32 апостол Павел предлагает лекарство против болезней, описанных в предыдущем стихе. Злоба и вражда исцеляются добротой, милосердием, радушием, спокойным обращением. Современные психологи заметили, что внешнее поведение человека влияет на его внутренний мир, хотя и обратное справедливо. Следовательно, изменив свое внешнее поведение, можно изменить нечто в своем внутреннем мире. Если я буду внешне приветливо относиться к другим, хотя я, может быть, и не хочу к ним так относиться, то вскоре у меня реально возникнет приветливость к этим людям. Дурной нрав, при желании человека, можно исправить, если он начнет трудиться над этим. Невидимо, под покровом напряженной работы, будет действовать и благодать. Святитель Феофан Затворник пишет категорично: «В христианстве под действием благодати всякий дурной естественный нрав переделывается в добрый, когда кто возьмется за это усердно и со своей стороны употребит всякий над собою труд». Помимо этого, долг христианина прощать других, как Бог простил нас и вознес на Крест наши грехи.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.