Чему учил ефесян апостол Павел? Продолжение

Мы продолжаем изучать Послания апостола Павла, которые он писал для наставления христианских общин, образовавшихся в результате его проповедей. В прошлом выпуске газеты мы рассмотрели отрывок 4 главы из Послания к Ефесянам, сегодня обратимся к 5 главе, в которой апостол Павел рассказывает о главных правилах христианской жизни.

Богоподражательная любовь (Еф. 5:1–2)

Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. Два первых стиха 5 главы продолжают мысль 32 стиха 4 главы – христианам чужда злоба, так как они стремятся уподобиться в добродетели Богу (Мф. 5:48). Дети подражают отцу, а христиане берут пример с Отца Небесного. Когда ты прощаешь, ты уподобляешься Богу. Когда ты добр к человеку, ты подражаешь Богу. Заповедь о любви – это новый уровень любви, который выше человеческих мерок, – это любовь Божия, которая изливается в христианское сердце Духом Святым. Христос дает верующим пример любви: Он пошел на смерть ради нашего спасения. Феофан Затворник советует в связи с этим: «Предавай и ты себя всяким трудам и лишениям во благо других, и будешь тем и любовь свою искреннюю ко всем свидетельствовать, и дела пред Богом являть, которые будут Ему как жертва в воню благоухания». Ходить в любви означает непрестанно действовать в духе любви

Всесторонняя чистота сердца от непристойных пожеланий (Еф. 5:3–6)

А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Блуд – всякий грех с женщиной без брачного союза с ней. Всякая нечистота – все другие проявления похотливости в мыслях и действиях. Любостяжание – ненасытное желание иметь как можно больше. Согласно Экумению Триккскому, эти пороки даже именоваться не должны в христианской среде, так как сама речь о них уже служит поддержкой страсти. Те, кто встал на путь Господень, должны заботиться о хранении всесторонней чистоты своей жизни.

Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение. Распущенность в поведении, словах, телодвижениях, свидетельствующую о нечистоте внутри человека и соблазняющую других на грех, запрещает апостол. Срамословие, пустые речи и шутки – это проявление распущенности, которая оскверняет и рассеивает душу. Подвижники замечают, что часто под покровом пустословия и любви к смеху прячется блудная страсть. Иоанн Златоуст говорит: «Не произноси слов ни шутливых, ни постыдных, – и ты угасишь пламя: ибо слова ведут к делам. Апостол отсекает сквернословие и шутки, ведущие к распутству». Напротив, христианам прилично непрестанно благодарить Пресвятую Троицу за дарованное спасение.

Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Царствие Небесное несовместимо с блудом, нечистотой помыслов и поклонением богатству. Человек, в душе которого укоренились такие греховные страсти, не наследует вечного блаженства, если не начнет усиленно с ними бороться и не победит их.

Любостяжатель – это идолопоклонник. Богатство, как и всякая греховная страсть, занимает место Бога, становясь идолом, которому служит бедный человек, порой даже не понимая этого. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления. В Ефесе существовали различные философские школы, последователи которых могли красноречиво оправдывать грехи, против которых пишет Павел, поэтому апостол предупреждает ефесских христиан не обманываться красотой этих пустых речей. Павел, отсекая всякое оправдание для сочувствующих блуду, подчеркивает греховность перечисленных страстей и их разрушительность для христианской жизни. Феофан Затворник считает, что сыны противления – это люди, которых ничем не убедишь, они игнорируют призывы к покаянию, успокаивая свою совесть ложными аргументами. Общение с сынами противления расслабляет строгость христианской жизни.

Светлость деятельной христианской жизни в себе (Еф. 5:8–9)

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Апостол говорит, что, оставив языческую жизнь с ее грехами и заблуждениями, ефесские христиане озарились Божественным светом. Речь о благодати Крещения и Миропомазания, обновляющей человека. Крещаемый, реально чувствовавший свободу от греха (Рим. 6), должен был хранить это состояние. Крещенные в младенчестве получают полноту благодати, но когда они приходят в сознательный возраст, то имеют уже развитые страсти, которые заглушают действие благодати. Когда христианин трудится с помощью благодати победить страсти, тогда благодать Святого Духа начинает светить в человеке, так, что и другие могут видеть ее силу. Апостол поясняет, что значит поступать, как чада света, т.е. те, в которых действует Дух. Где Дух Святой – там жизнь в благости, праведности и истине. Эти свойства занимают место изгоняемых страстей. Благость (или любовь) занимает место гнева и жестокости, правда (праведность в мысли, слове и деле) – любостяжательности, истина (благодатное ведение того, что угодно Богу) – ложных удовольствий.

Светоносность совершенных христиан для других, не причастных света жизни их (Еф. 5:10–14)

Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Страсти искажают восприятие и сбивают с верного пути. Задача христианина – в хитросплетениях жизни доискиваться, что, когда и в какой мере благоугодно Богу. В этом помогает совесть, благодать, живущая в человеке, и здравый совет людей опытных. Изобразив «богоугодный» принцип христианской жизни, апостол говорит о тех, кто живет только в угоду своим желаниям, не думая об участи в вечности. Павел заповедует не приобщаться к темным делам других через молчаливое согласие, но обличать. Всякий ли христианин может обличать? По мысли Феофана Затворника, Павел наделяет правом обличать совершенных, т.е. тех, кто уже победил страсти, тех, кто знает безошибочно, что угодно Богу, тех, кто знает, как направить свою речь во благо другому. Обличение – это нож, который в руке неискусного способен убить человека. Христианская жизнь сама без слов обличает дела тьмы, так как удаляющийся от грехов делом показывает, что не одобряет то, от чего удаляется. Это путь доступный несовершенным.

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Наилучшее обличение – это обличение светом своей жизни, т.к. если обличать некоторые тайные дела тьмы словом, то осквернишь свой язык и мысль. Апостол Павел указывает на пробуждение совести грешника через обличение. Совесть грешника помрачена, он не видит, что объят делами тьмы. Чистая христианская жизнь или благодатное мудрое слово обличения пробуждают его совесть, которая, подобно свету, начинает светить в его внутренней тьме, не давая покоя и делая явными его грехи. «Все делающееся явным есть свет» означает не то, что жизнь грешника сразу станет светом, но то, что свет покажет, как она непотребна.

Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Феодорит Кирский считает, что Павел приводит здесь авторитетные слова хорошо известного ефесским христианам песнопения. Это ответ на вопрос грешника, вызванный обличением совести: что делать? «Встань от сна греховного, приступи к милосердному Господу, и Он тебя осветит».

Осмотрительность и благоразумие в поведении (Еф. 5:15–17)

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Так как христиане призваны быть светом миру, то они обязаны поступать согласно своему высокому званию: «по плодам их узнаете их». Чтобы сделать дело, которое принесет добрые плоды, нужно много мудрости. Доброе дело легко испортить несвоевременностью, излишней ревностью, выбрав не то место, помимо этого следует учесть препятствия от врага и от людей. Сопоставить все эти параметры – дело мудрости. Как поступать осторожно и мудро? Не тратить времени впустую. Земная жизнь дана для приготовления к вечной жизни и совершения добрых дел. Время лукаво, обманчиво: очень быстро уходит, поэтому нужно спешить! Мир, полный зла, пытается отнять у нас все время, чтобы не осталось его у нас для наших целей в вечности. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. Для того чтобы исполнить сказанное в 15–16 стихах, нужно узнать, что хочет от тебя Бог в каждом конкретном случае. Часто наше «благоразумие» искажает дело под влиянием жалости к себе, желанием угодить людям или других факторов. Знание воли Божией разгоняет все эти туманы с нашей дороги.

Молитвенное в Боге пребывание – единое христианское утешение (Еф. 5:18–20)

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом. Апостол призывает ефесян удаляться от чувственных удовольствий вообще и винопития в частности, ища более радости о Духе Святом. Христианам лучше вообще не пить вина в большом количестве: оно вредит здоровью, убивает время, помрачает ум, делает человека вспыльчивым, дерзким, распущенным и развратным. Павел противопоставляет опьянение от вина духовному опьянению: своей свободной волей христианин может способствовать тому, чтобы живущий в нем Дух Святой ярче проявил свое действие – даровал тихую благодатную радость. Это называется исполняться Духом. Чтобы стяжать такое состояние нужно, во-первых, очищение сердца от страстей, о чем Павел сказал выше, а во-вторых, молитвенное обращение к Богу, о чем апостол ведет речь далее. Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. То есть исполняйтесь Духом посредством пения языком и сердцем. Церковные песнопения, псалмы и гимны являются плодами Святого Духа, Который вдохновлял своих избранников, и они в песнях выражали полноту своих благоговейных чувств. Поющие эти тексты со вниманием, пониманием и чувством на- страиваются на молитвенный лад святых, раздувая внутри себя огонь благодати. Благодарение – это благодарное изумление беспредельной благости Божией. Без благодарения Богу нельзя приступить к молитве. Благодарить нужно за все случайности жизни, даже за неприятности, потому что Бог направляет их для нашего блага в вечности.

 

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.