«Здравствуйте, святой отец!», или как не нужно здороваться в Церкви

Христианская Церковь – это достаточно древний институт, который вобрал в себя традиции различных эпох, поэтому при вхождении в него представителю современной культуры многое кажется странным, непривычным и непонятным. Это проявляется даже на бытовом уровне, в этикете: церковные нормы этикета значительно отличаются от светских. Любая встреча, диалог, какое-либо совместное мероприятие начинается с взаимного приветствия участников. Давайте рассмотрим эту грань церковного этикета – как приветствуют друг друга люди из церковной среды.

Сразу же нужно сделать важное замечание: Церковь имеет иерархическую структуру. Глава Церкви – Христос, а мы все, если брать определение Церкви апостола Павла («Церковь – Христово тело»), члены Его тела. Все христиане почтены славой участия в теле Господнем, но назначение, важность у каждого разная. Например, различен возраст и служение. Есть епископы, священники, диаконы, монахи, миряне.

Причем в каждом из перечисленных разрядов также существует иерархическое подразделение. Всем этим людям, находящимся на различных ступенях иерархии, необходимо контактировать друг с другом. Церковь выработала титулы, приветствия, нормы почтительного обращения своих чад друг к другу. Эти нормы призваны поддерживать принцип иерархичности и обеспечить порядок.

Данный принцип четко выражает апостол Павел в Послании к Евреям: «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр. 7:7). Из этого следует правило, согласно которому священник не имеет права благословлять в присутствии епископа, а миряне не имеют права благословлять того, кто находится в священном сане. Если вы хотите поздороваться со священником, то принято испрашивать у него благословение. Для этого сложенными вместе ладонями принимают в них благословляющую руку, а затем целуют благословляющую руку священника.

Также батюшка может благословлять прихожан, осенив крестом голову верующего или благословить на расстоянии. Подходя под благословение, человек говорит: «Отец такой-то (например, Петр), благословите» или «Батюшка, благословите». Вспоминается случай из церковной жизни. Священник готовится к приезду архиерея, что-то носит, руки его заняты. Тяжелое несет, напрягся весь: донести бы скорей! Прихожане видят, что руки заняты у священника, но подходят, сложив ручки, и говорят елейно: «Батюшка, благословите», а сами смотрят с интересом, как же он их будет благословлять. Зачем так делать? Так под маской исполнения церковной нормы можно досадить священнику! Поэтому и здесь нужно думать, подходят ли время, место и обстоятельства для такого приветствия.

В период от праздника Пасхи до его отдания православные христиане здороваются словами древнего приветствия: «Христос Воскресе», а тот, к кому обращено приветствие, отвечает: «Воистину Воскресе!» Это же правило относится к приветствию лиц в священном сане.

Если вы встретили свяще ника вне храма, у него также можно взять благословение. Хотя здесь нужно проявлять благоразумие: если вы знаете, что этот человек находится в общении с Православной Церковью, не является еретиком, сектантом, раскольником, тогда берите. А если этот священник вам неизвестен, то нужно, видимо, если рассуждать логически, сначала поинтересоваться его принадлежностью к Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) либо какой-нибудь другой Православной Церкви из семьи Православных Поместных Церквей, с которыми Русская Церковь находится в евхаристическом общении.

В одной семинарии, кажется Санкт-Петербургской, был случай, когда семинаристы взяли благословение у архиерея, принадлежащего к нехалкидонитам, т.е. древним восточным церквям, не признающим Халкидонский собор. Одет владыка был как обычный архиерей. За такой поступок ректор отлучил взявших благословение от Причастия на неделю или на две. Еще одно правило: здороваться с батюшкой рукопожатием разрешено только равному ему по сану. Диаконы и миряне принимают благословение. При прощании со священником также берется благословение.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.