Об одном страшном вопросе, который нужно задать

Когда-то давно два моих очень хороших знакомых практически в одно и тоже время посетили замечательный город в Италии – Венецию. Думаю, что общую картинку при произнесении этого названия все хорошо себе представляют. Старинный город, с прекрасными храмами, пронизанный каналами, овеянный романтическими историями и растиражированный во всевозможных изображениях более, чем какой-либо другой населенный пункт «географического сапога».

Так вот, первый из тех, кто посетил Венецию, позвонил и, не прерываясь практически ни на минуту, рассказывал о том, насколько этот город великолепен: мосты через каналы рождают чувства таинственности, каждый дом овеян какой-то тайной, гондолы перевозят восторженных туристов в поиске новых ощущений от одного объекта к другому и даже обшарпанность некоторых домов, по вполне понятным причинам (город-то на воде), не бросается в глаза, но опоэтизирована и кажется чем-то картинным.

Через пару дней позвонил другой приятель. Как вы наверняка уже догадались, его рассказ был другой: от жары по городу растекалось марево, от которого никуда не спрятаться, обшарпанные дома отвратительны и требуют ремонта, туристы кричат и мешают увидеть хоть что-то по-человечески, гондольеры обдирают и без того потратившихся на дорогу в этот город путешественников, а многочисленные каналы – это не более, чем грязные водостоки городских нечистот. В домах наверняка есть крысы и все жители сильно больны легочными заболеваниями, - констатировал мой второй знакомый.

И так бывает довольно часто: на одно и тоже явление могут быть диаметрально противоположенные взгляды. Не знаю насколько хорошо такой пример подходит для рассматриваемого в этот раз фрагмента Евангелия, но почему-то именно этот случай мне вспомнился, когда я вновь прочитал достаточно хорошо известные всем строки Евангелия от Луки: «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием» (Лк. 11:33-36).

Проходя мимо какого-то явления, события, произведения искусства, читая книгу или знакомясь с человеком, мы всегда выносим какие-то суждения. Мы оцениваем, мы рассматриваем как то или иное явление резонирует с нашим внутренним миром и принимаем или отторгаем встречающееся нам. Очень часто в первую очередь бросается в глаза то, что свойственно нам самим. Даже если мы внутренне и внешне пытаемся себя с этим не ассоциировать. По какому-то чувству сродности нам быстрее всего становятся видны именно те недостатки, которые свойственны нам, мы караем в других чаще всего то, что не можем победить в самих себе.

 Когда-то очень давно мне рассказывали притчу о каком-то старце, сидящем перед входом в город. Одному прохожему, спросившему какие в этом городе живут люди, он, после недолгой беседы, сказал, что все тут злые и невежественные. Другому же - ровно наоборот. Когда кто-то из свидетелей попытался обвинить старика во лжи, он ответил, что жители города такие, какими их захотят видеть путники. И ведь действительно так часто и бывает. Если человек живет чистой жизнью, он в первую очередь видит в других чистоту, пытается отыскать что-то по-настоящему светлое, доброе в другом. Даже какую-то грубость или невежество он пытается оправдать. Если человек не чист, но исполнен порока, то именно пороки и будет видеть во всем, что его окружает.

 У апостола Павла есть прекрасные строки: «для чистых, все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». Это очень похожие фрагменты в Писании. Ведь и Господь говорит, что для худого ока свет – тьма. Как для не обладающего зрением свет, окружающий его, не есть свет, так и наше восприятие мира зависит от того, что внутри нас. Либо мы носим тьму и тогда по сродности тьму вокруг себя сеем и видим, и плоды ее будем пожинать, либо же наоборот. Если мы сумели воспринять Свет Христов, то будем светить им миру, ибо никто не возжигает светильника, чтобы спрятать его. Своими благими поступками мы будем украшать мир, светом доброделания призывать и других к благому игу Христову, ко спасительной ограде Церкви, как бы шаблонно и пафосно не звучали эти слова…

Рассматриваемыми словами Христа мы призываемся к внимательному изучению того, а что внутри нас самих. Каков же мой внутренний человек? Видит ли он только тьму или способен еще отличать свет в этом мире. Черствость наша – сигнал к тому, что скоро может быть уже слишком поздно, что свет покидает наше сердце, наши чувства… наверное многим их воцерковленных христиан знакомо то чувство, которое дарует нам Бог после исповеди. Внутри все содрагается даже при возникшей дурной мысли, а если мы кому-то обиду нанесем или потупим дурно, то все естество кажется возмущается! Мы чувствуем грех, он обжигает нас, но проходит какое-то время и мы привыкаем к дурному, это становится обыденностью и чем дальше уходим мы от Таинства исповеди, чем более покаянные чувства нас оставляют, тем более приемлемым кажется нам наше поведение, тем больше греховных и дурных поступков мы можем совершить, открывая как бы некую дверь первым своим грехом.

Так вот и бывает, что сердце черствеет и к самому себе и тем более к другим: мы ни себя самих объективно не можем оценить, ни окружающих нас. Именно поэтому и спрашивает Христос: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Страшный вопрос… Ответим на него. Свет, который освещает всю нашу жизнь; свет, сквозь который мы видим события жизни, сквозь призму которого оцениваем людей, не есть ли тьма? Каким «сиянием» освещаем мы нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей? Если мы засомневались с ответом, то неизменно нужно бежать ко Христу, ибо Свет Его просвещает всех и приобщиться этого Света может каждый из нас, через Таинства Церкви, через чтение слова Божьего, обличающего нашего внутреннего человека и помогающего нам прийти и увидеть Того, Кто Сам есть Жизнь и Свет.

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.