Как узнать волю Божию?

Что Бог хочет от человека? И чего на самом деле хочу я? Бог мне нужен или это про меня сказано: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8)? Люди жаждут земного рая, а Бог предлагает им небесный. Так сталкиваются две воли: Божественная и человеческая.

Поэт и писатель Иосиф Бродский красноречиво заметил: «В деревне Бог живет не по углам, как думают насмешники, а всюду». Божие присутствие нельзя ограничить храмом, монастырем или домашним красным углом – Он везде, где бы мы ни находились: на автомобильной дороге, в школе, в университете, в магазине бытовой техники, на шумном базаре. С другой стороны, Бога нельзя мыслить как просто присутствующего, но бездействующего пассивного Наблюдателя за человеческими грехами или добродетелями. Бог заботится о людях, Он промышляет о человеке, незримо поддерживая его в бытии и направляя ко спасению, то есть к единению с Собой.

Пророк и псалмопевец царь Давид – другой, на этот раз уже библейский поэт, – очень красиво говорит о вездеприсутствии Божием и Его участии в человеческой жизни: «Господи! Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе». Неслучайно христианские подвижники благочестия очень высоко ценили добродетель непрестанного памятования о Боге. Как ты можешь грешить, когда понимаешь, что ты не один, что невидимый Бог знает не только твои поступки, но и твои помышления, к которым склоняется сердце? Святитель Феофан Затворник видел в стяжании этой добродетели цель молитвы. Бог не только видит, но пытается корректировать каждую человеческую жизнь согласно Своему предвечному замыслу о человеке.

 Цель у Бога одна – привести человека ко спасению наилучшим для него путем, учитывая неповторимую совокупность жизненных обстоятельств и уникальные стартовые позиции каждого при рождении: наследственность, обстановку, воспитание, образование и социальный статус родителей, отягощенность греховными страстями, которые, кстати сказать, передаются от родителей к детям по наследству, как заболевания. Весь этот невероятно сложный рисунок жизни человека, сотканный из миллионов нитей, Бог умудряется учитывать и активно корректировать. Так возникает возможность «жизненного богословия» – чрезвычайно увлекательной богословской области, которая изучает действия Бога в жизни людей и реакции людей на эти действия. Конечно, в семинариях такую дисциплину не преподают, но она рождается из личного опыта богообщения и всматривания в свою жизнь.

Классическое утверждение православия о соотнесении Божественной и человеческой воль звучит так: Бог не может спасти человека без человека, а человек не может спастись без Бога. Человек и Бог нужны друг другу. Порознь, как ни парадоксально это звучит, они бессильны! Бог не может насильно «загнать» человека в рай, хотя Он распялся и умер на кресте, чтобы путь туда стал открытым. Когда Бог сталкивается с человеческой волей, Он сознательно ограничивает Свое всемогущество, чтобы дать человеку самому сделать выбор: следовать своей воле или Божией. Без свободы нет любви, и Бог чтит свободу человека.

В богословских книгах, посвященных домостроительству нашего спасения, встречается греческое слово «синергия», которое означает совместность действия. Не как в басне, где лебедь, рак и щука тащили воз в разные стороны, а продуктивное действие, приносящее результат. Бог и человек – это соработники в деле спасения. Залог успеха этой работы – смирение человеческой воли перед волей Божией. Поэтому не только в тупиковых жизненных ситуациях, предполагающих важный выбор, разумно вопрошать Бога об Его воле, но и во многих повседневных делах. В идеале христианин должен искать познания воли Божией, но практика жизни часто далека от идеала.

К сожалению, многие современные христиане, от них же первый есмь аз, живут вполсилы и от своей воли отречься не в состоянии. Для таких людей воля Божия может прозвучать как гром среди ясного неба: они ее не примут, отвергнут. Для человеческого самолюбия и греховной жизни очень страшно бывает услышать неожиданный Божий ответ, и поэтому часто люди принимают свои желания за волю Божию. Но все же рано или поздно придется научиться поступаться своей волей в пользу воли Божией – это тот узкий путь, который ведет в Царство Небесное. Начнут приходить испытания, чтобы ослабить своеволие человека. Испробовав все «вежливые» методы, Бог начнет рушить те стены, которые человек воздвиг, чтобы отделиться от Создателя.

Получается, что воля Божия – это противоядие от греховной самости, которой заражена наша воля. Как узнать волю Божию? Наверное, многие ответят: спросить «старца». Да, действительно, есть подвижники, которым Бог открывает Свою волю. Они скрываются, не ищут славы, а если и говорят что-то, то очень деликатно, приспосабливаясь к духовному возрасту вопрошающего. Их цель – привести человека не к себе, а ко Христу, при этом такие духоносные люди никогда не принуждают к обязательному выполнению советов. Но есть довольно много личностей сомнительной духовности, которые могут такого насоветовать, что жизни обратившихся будут основательно искалечены. У таких людей могут быть разные мотивы, чтобы позиционировать себя как «старца»: жажда власти, денег, тщеславие или просто искреннее заблуждение относительно себя.

Человек с сильной волей действует гипнотизирующе на слабых, оказавшихся, например, в трудной жизненной ситуации, людей. Такими волевыми личностями были вожди, создатели сект, преступных группировок, расколов. И Богом здесь даже не пахнет. Обычная психология. Само слово «старец» – это указание не на седые волосы, а на зрелый духовный возраст, который могут иметь еще не старые люди. А как понять, кто есть кто? Христос учил определять по плодам: посмотрите, что вокруг этого человека творится, какие судьбы его чад. Общая тенденция, видимо, должна быть положительной: люди возрастают в любви и христианской вере, пьяницы – перестают пить, семьи – соединяются, дураки – умнеют, безработные – находят работу, закоренелые грешники – каются и меняют свою жизнь и т.п.

Ну, а если не нашел ты старца? Что, погиб? Нет, слава Богу! Есть различные «общедоступные» средства познать волю Божию: молитва, чтение Священного Писания, голос совести, порой просто советы умных, более опытных в каком-либо вопросе людей. Господь не скрывает Свою благую волю от нас. Скорее, это мы видя не видим и слыша не слышим. А чтобы прозреть и услышать, нужно почитать Писание, подумать, помолиться, пост соблюсти, послушать, что говорят близкие. Покаяться. Так и разберешься, что делать.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.