Подняться на высоту Креста

Для каждого христианина Крест должен стать не просто высоким духовным символом, но неотъемлемой частью жизни. К сожалению, мы не всегда достойно и правильно относимся к этому орудию спасения.

Ужасаясь его глубинной духовной сущности, христиане с давних времен стараются направить свое внимание на почитание его внешней формы. Чтобы крест не был так страшен, его золотят, украшают драгоценными камнями, носят на красивых цепочках, поднимают на высоту церковных куполов. Ужасы крестных страданий преодолеваются творческими усилиями художников, превращающих их в совершенные образы, на которые мы можем смотреть уже не просто отстраненно, но даже с некоторым эстетическим удовольствием. Отсюда недалеко до совсем внешнего, гламурного отношения к духовной жизни.

От многих людей я слышал, что они любят Церковь, прежде всего, за великолепие храмов, прекрасное церковное пение и красоту богослужения. Некоторые с гордостью носят свой нательный крест поверх одежды в качестве претенциозного ювелирного украшения. Это отношение демонстрирует стремление ленивой или напуганной души уйти от глубинной сущности несения Креста Господня к поверхностному символическому приобщению к нему через красивый нательный крестик или бессознательный жест крестного знамения.

 Крест Христов совершенным образом определяет человеческую суть и сердцевину его бытия, определяет его жизнь. Спаситель сказал Своим ученикам: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Что на практике означают для нас эти слова? Многие люди так и описывают христианскую жизнь привычным выражением «нести свой крест». Но в эту универсальную формулу духовной жизни мы вкладываем порой очень разное содержание и смыслы. Под словом крест каждый из нас понимает что-то свое. В основном это груз неразрешимых проблем, которые нас в этой жизни как бы убивают, не дают нам жить, всячески подавляют нас. Эти проблемы мы называем своим крестом и мучаемся ими. И для нас, людей, крест – это мука.

Нет сомнений в том, что страдания составляют значительную часть человеческой жизни. Но всякое ли терпение страданий является несением Креста Господня? Боюсь, что это не так. Мы страдаем не только за нашу любовь к Богу и ближнему. Болеем и умираем, страдая от поврежденности мира первородным грехом. Мы страдаем от наших грехов и ошибок, дурных привычек и скверных характеров, неспособности понять и принять окружающих, неудовлетворенных амбиций, своей гордости, обидчивости и уныния.

 Творческие люди нередко связывают страдания с процессом творчества. Даже выражение такое придумали – «муки творчества». Эти муки нашли отражение и в соответствующей пословице: «искусство требует жертв». Вряд ли все названные выше страдания претерпеваются ради Христа и спасения. Значит, не всякое страдание спасает, не всякое человеческое страдание является тем Крестом, на котором Сын Божий победил смерть и грех.

 Очень выразительно духовный смысл крестных страданий охарактеризовал филолог и историк С.С.Аверинцев: «Крест – это суд над веком сим, ибо что мы видим? В человеческой жизни есть немало такого, что само по себе почтенно, хорошо, устроено для сохранения справедливости – суды, государство, уклад семейной жизни. Но все испорчено грехами. И для Того, Кто совсем неповинен, – где для Него место в этом мире? Христос свидетельствовал о Себе, что Он, в отличие от птиц, имеющих гнезда, и зверей, имеющих норы, не имеет, где приклонить главу. Святость, полная чистота, не вступающая ни в какое смешение со злом мира, не имеет в этом мире, где приклонить главу. И в конце концов отыскивается одно-единственное место, которое мы еще не успели, не сумели осквернить, которое невозможно осквернить, – это крест. Это место чистого страдания».

Но христианский путь не был бы путем победы над грехом и смертью, если бы остановился на этом этапе претерпеваемого, но не преодоленного страдания. Являясь жертвенником, на котором каждый христианин сам приносит себя в жертву и сам себя отвергается, Крест Господень одновременно оказывается местом преодоления того погибельного начала в нашей природе, которое служит основанием всяческих страданий. Апостол Павел описал это жертвоприношение словами: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). Распятие страстей и похотей, неотделимых от нашей человеческой плоти, – это и есть путь победы над грехом, предложенный нам Господом и показанный нам на Его Собственном примере. Этот неизбежно мучительный и не признающий компромиссов путь спасения придает нашему почитанию Креста Господня особенно возвышенную и трагическую окраску.

Протоиерей Дмитрий САВЕЛЬЕВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.