О Рождественском посте

 «Умеренность — матерь здравия и виновница трезвенности»  Прп. Исидор Пелусиот

 

Библейские основания для поста

Пост был дан как заповедь Адаму еще в Раю, где Бог запретил ему вкушать плоды с дерева познания добра и зла (Быт. 2:16– 17). И если нарушение поста в Раю стало причиной искажения грехом человеческой природы, то воздержание способствует обратному процессу – очищению души от греха. Закон устанавливал пост только в великий день очищения (Лев. 16:29). Библия часто упоминает о посте как о выражении горя (2 Цар. 1:12; Пс. 34:13). Во времена общественных бедствий или при подготовке к какому-нибудь важному делу объявляли пост на несколько дней, в продолжение которых народ, одевшись во вретища (покрывала из грубой ткани) и посыпав голову пеплом, воздерживался от пищи и просил у Бога милости и помощи (Суд. 20:26; 1 Цар. 7:6; 2 Цар. 12:16; Неем. 9:1; Иер. 36:9; Иоил. 2:15–18; Езд. 8:21). Моисей, Илия и Христос подготавливались сорокадневным постом к предстоящему служению (Исх. 34:28; 3 Цар. 19:8; Мф. 4:2). Пророки часто напоминали народу о том, что внешний пост без истинного покаяния не имеет смысла (Ис. 58:3–14.; Иер. 14:12; Зах. 7:5–13). Лицемеры много постились напоказ (Мф. 6:16; 9:14; Лк. 18:12). В Новом Завете Христос и апостолы показали словом и примером важность добровольного поста для святой жизни (Лк. 5:34; 2 Кор. 6:5; 11:27; Мф. 4:2; 6:16; 17:21; Деян. 13:2). Учение древней Церкви о постах суммировано Гангрским собором (IV в.), который подвергает анафеме как тех, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает посты, установленные Церковью (правило 19), так и тех, кто осуждает собрата, с благословением вкушающего мясо в дозволенное время (правило 2).

 

История Рождественского поста

В IV–V веках происходит выделение Рождества Христова из праздника Богоявления, который отмечался в Церкви по крайней мере с III века. На Востоке до IV века праздник Богоявления был посвящен не воспоминанию собственно Рождения Христа или Его Крещения, но вообще явлению Бога во плоти, откровению через Христа Божественной благодати. Разделение Богоявления на праздники Рождества и Крещения на Западе произошло в 354 году. Эта практика проникает на Восток медленно и, вероятно, не без борьбы. На Востоке первые гомилии (особая форма проповеди) на Рождество принадлежат отцам-каппадокийцам. В Антиохии святитель Иоанн Златоуст вводит празднование Рождества отдельно от Крещения в 386 году. Дату Рождества Христова разные Церкви определяли различно. В VI веке в Иерусалиме Рождество еще праздновалось 6-го января. Однако в итоге возобладала римская традиция праздновать Рождество 25 декабря (7 января н.с.). Праздник Рождества Христова предваряет период сорокадневного поста. Рождественский пост также называется Филипповым, так как день заговенья на пост приходится на память апостола Филиппа. По правилам воздержания Филиппов пост приближается к Петрову посту. Строгость его особенно усиливается с 20 декабря (2 января н.с.), в дни предпразднства Рождества Христова, и достигает высшей степени в последний день, который называется сочельник. По народному обычаю в этот день принято не есть до вечерней звезды. Но в церкви звезду символизирует большая свеча, которую после утренней службы сочельника выносят на середину храма. После того как ее вынесли, можно вкусить сочива. Разговение происходит только на следующий день, на Рождество. Рождественский пост развился из поста кануна праздника Богоявления. Ясные упоминания о Рождественском посте встречаются только с IV века. В V веке святитель Лев Великий называет его древним установлением. Продолжительность этого поста в древности в разных Церквах была неодинакова. Только Константинопольский собор 1166 года установил общую практику поститься 40 дней. Святитель Симеон Солунский (XIV в.) объясняет смысл этого поста так: «Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». Рождественский пост установлен для того, чтобы верующие, очистив себя покаянием, молитвою и постом, могли с чистым сердцем встретить праздник Рождества Христова.

 

Смысл поста

Христианский пост – это аскетическая практика, подразумевающая воздержание тела от пищи животного происхождения (а также от объедения и услаждения постной пищей) и прочих телесных удовольствий, а души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и внутреннего самонаблюдения. Пост, как видно из определения, имеет две составляющих: пост телесный и пост душевный. Первый предполагает ограничения в пище, второй – борьбу человека со своими страстями. Второй является главным. Первый помогает второму. Первый без второго не приносит пользы. Цель постов: подчинение тела душе, а души духу (восстановление правильной иерархии духа, души и тела), умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе, познание своей немощи, смирение и покаяние. Постясь, следует всегда помнить, что Церковь с большим благоговением относится к человеческому телу. В самой природе человека нет ничего скверного и низменного! Сам Иисус Христос воспринял человеческую природу! Скверное – это извращение воли, это страсти и грех, это разрушение иерархии внутри человека. В падшем состоянии, после грехопадения, тело противится душе, а душа не покоряется духу. Поэтому пост – это не только укрощение тела, но прежде всего – укрощение душевных страстей для того, чтобы мог пробудиться и действовать дух. Дух – это высшая часть души человека, которая стремится к богообщению, нигде в тварных вещах не находя себе покоя. Это то «дыхание жизни», которое вдунул Творец в человека, без которого человек превращается в животное, управляемое инстинктами. В отличие от практик воздержания других религий, христиане во время поста воздерживаются от пищи животного происхождения не потому, что считают ее скверной, вредной или, напротив, священной. Главный удар телесный пост наносит по страсти чревоугодия, которая является основой всех страстей. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что чревоугодие рождает блуд, ожесточение сердца, сонливость, леность, злые помыслы, многословие, дерзость, насмешки, кощунство, прекословие, непослушание, бесчувственность, пленение ума, самохвальство, наглость, любовь к миру, оскверненную молитву, парение помыслов, внезапные злоключения и, наконец, самую свирепую из всех страстей – отчаяние. Чревоугодию противоположна добродетель воздержания, которую пытается приобрести христианин за время поста. Благодаря правильному посту ум становится ясным, чувства очищаются и преображаются, а воля начинает стремиться к добру. В обычное, непостное время ум, чувства и воля помрачаются в человеке угождением плоти и рассеянной жизнью, в результате чего человек отрывается от источника жизни – Бога, впадает в тление и суету, искажая в себе образ Божий. Пост – прекрасное средство для выявления страстей в душе человека. Страсти, лишенные пищи, начинают настойчиво требовать удовлетворения своего голода, благодаря чему обнажается их отвратительная тирания. Также, вступая в пост, нужно быть готовым к нападкам со стороны падших духов, что обычно выражается в возникновении конфликтных ситуаций, раздражении, унынии, осуждении, высокомерии. Такое упорное сопротивление страстей приучает человека, прилагая все силы в трудном деле поста, видеть свою немощь и надеяться на помощь Божию. Учит смирению. Бьет по тщеславию и самоуверенности. Человек, приступая к подвигу поста, должен руководствоваться здравым смыслом. Если он серьезно болен или, допустим, женщина беременна, то перед постом нужно узнать мнение врача. Ведь сама по себе телесная немощь – это есть то, что смиряет тело, это уже своего рода пост. Разумеется, помимо врача, нужно посоветоваться со священником. Если телесный пост по какимлибо причинам невозможен, то пост душевный совершать ничто не препятствует. Телесно постящийся человек, не противодействующий своим страстям, к сожалению, уподобляется демонам, которые, будучи злы, вообще не едят пищу людей. Душевный пост подразумевает: 1) ограничение внешних впечатлений; 2) по возможности исключение информации, которая раздражает страсти; 3) периоды уединения, молчания, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и раскаяться. С постом несовместимы развлечения, праздные разговоры – все то, что рассеивает человека, отвлекает ум от молитвы, а сердце от покаяния. Душевный пост и умеренность во всякой пище должны быть состоянием, в котором христианин обязан находиться всегда.

 

Гражданский новый год и пост

По старому стилю Рождество Христово наступало до Нового года. Сейчас же Новый год приходится на время Рождественского поста. Такой веселый праздник, который отмечает почти вся страна, конечно, не очень соответствует постному настроению. Как совместить пост с новогодним торжеством? Большинство духовников разрешает при встрече Нового года выпить немного вина и поесть рыбы. Но при этом они напоминают, что надо побывать в храме, попросить у Господа мира, вразумления и помощи в наступающем году, отстоять новогодний молебен, который сейчас почти повсеместно вошел в традицию. Некоторое отступление от постной строгости не должно переходить границ, отличающих умеренность от разгула. Слишком много межличностных отношений связано с этим днем, поэтому неразумно игнорировать его, говоря своим близким и друзьям: «У меня пост, а вы тут грешники и безбожники…» Необходим мудрый подход, который нужно вырабатывать каждому исходя из тех обстоятельств, в которые поставила его жизнь. Если я одинок и я христианин, то, наверное, нет смысла отмечать этот праздник, лучше продолжить пост и ждать Рождества. Если у меня много родственников, которые по-разному относятся к вере в Бога и к церковным традициям, то главным будет сохранить мир и любовь, показав хороший христианский пример. Если Господь дал мне детей, то нужно подумать о том, чтобы они, будучи детьми родителей-христиан, не ощущали себя какими-то ущербными среди своих сверстников из-за того, что им запретили отмечать Новый год. Вопрос в том, какое содержание мы вкладываем и для себя лично, и для наших детей в этот праздник. Мы благодарим Бога за прожитый год? Учимся подводить итоги? Просим помощи, чтобы прожить следующий? Ставим новые задачи? И духовные задачи в первую очередь! Видим, как стареют наши близкие и мы сами? Учимся ценить время и помнить о конце? Но уж чего точно следует избежать на Новый год, так это пьяным до трех часов ночи смотреть пытающийся веселить нас «ящик с трубадурами». Впрочем, в трезвом виде смотреть его тоже не стоит…

 

Церковные праздники, выпадающие на Рождественский пост

В основном в течение Рождественского поста, как и в обыкновенное время церковного года, службы дневным святым могут занимать главное положение. В этом отношении Рождественский пост противоположен Великому. В Рождественский пост из каждого лика святых выбраны или самые видные представители, или святые, наиболее связанные с праздником Рождества Христова. Заговенье на пост приходится на день памяти апостола Филиппа – праздник, который отмечается полиелейной службой. Первый день поста освящен памятью мучеников Гурия, Самона и Авива, которые прежде чем умереть, подверглись жутким пыткам. Их память соответствует скорбно-покаянному характеру поста. Церковь полагает, что именно воспоминание о страшных страданиях мучеников за Христа может наилучшим образом воодушевить к постному подвигу. На Рождественский пост выпадает большое количество дней памяти пророков. Из ветхозаветных пророков в особенно тесном отношении к событию Рождества Христова стоят пророк Даниил, предсказавший время Рождества, и три отрока, Анания, Азария и Мисаил, которые не сгорели в огненной печи, прообразовав тем самым это событие. Они вспоминаются за неделю до Рождества (30 декабря н.с.). На Филиппов пост отнесены памяти целого ряда «малых» пророков, то есть оставивших наименьшие по объему книги – Авдия, Наума, Аввакума, Софония. Дело в том, что они остались без дней памяти в то время, когда все другие пророки получили место в календаре, поэтому им посвятили свободные или менее занятые именами дни Рождественского поста. Из апостольского лика в рождественский пост вспоминаются евангелист Матфей (29 ноября н.с.) и Андрей Первозванный (13 декабря н.с.). Рождественский пост замечателен днями памяти мучеников и мучениц. Например, мученик Евстратий с дружиной, которым полагается служить полиелей (26 декабря н.с.). Две самые чтимые великомученицы – Екатерина (7 декабря н.с.) и Варвара (17 декабря н.с.) – тоже имеют в этом посту дни памяти. В конце Рождественского поста ряд дней также посвящен мученицам: Иулиании (3 января н.с.), Анастасии Узорешительнице (4 января н.с.), Евгении (6 января н.с.). Память святого Николая, архиепископа Мир Ликийских, несомненно самого чтимого святителя, также приходится на Рождественский пост (19 декабря н.с.). Из преподобных отцов самую торжественную службу в нынешнем (Иерусалимском) уставе имеет основатель этого устава преподобный Савва Освященный (18 декабря н.с.). Таким образом, этот пост собрал самые почитаемые и умилительные даты церковного года, чтобы вдохновить христианина в этот священный период. К встрече праздника Рождества Христова, помимо ярких примеров жизни святых, помогающих верующим пройти постный путь, подготавливают особые песнопения, посвященные грядущему торжеству. По мере приближения к Рождеству эти песнопения занимают больше места в богослужении, превращая в конце поста службу в сплошной гимн празднику.

Диакон ДМИТРИЙ ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.