Чем опасно нетерпение?

У известного западного писателя Франца Кафки есть высказывание, которое, на мой взгляд, очень точно выявляет факторы, способствовавшие грехопадению наших прародителей Адама и Евы: «Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются».

Человек захотел стать Богом сразу, без усилий соблюдать Его заповедь и без труда возделывать райский сад. В итоге получилось то, что получилось. Нетерпение и небрежность – это препятствия, которые из века в век встают на пути всякой человеческой деятельности. Да, безусловно, собственные силы нужно тратить разумно. Достигать большей эффективности, успеха, прибыли, затрачивая меньше усилий, времени, душевной энергии – рационально. Но это невозможно без терпеливой работы, когда, несмотря на ошибки и неудачи, подбирается в конце концов такая форма организации деятельности, которая приносит результат. Постоянство, терпение, продуманность, постепенность, вместе взятые, можно обозначить словом методичность. Она важна в научной, воспитательной, образовательной, коммерческой – в любом виде деятельности. А раз так, то методичность нужна и в христианской жизни.

ДВИГАЯСЬ К ЦЕЛИ

Методичность есть пошаговое достижение поставленной цели. Психологи заметили, что возможны два типа отношения человека к своему труду, направленному на конечный результат. Эти два способа имеют различные следствия: один – заводит в тупик, другой – помогает достичь цели. Собственно, секрет здесь в том, куда обращено внимание человека. В первом случае человек преимущественно ориентирован на конечную цель и не получает радости от самого процесса достижения цели. Перед глазами такого человека постоянно присутствует образ пропасти между ним и желаемым, что делает его неудовлетворенным и несчастным, затрудняя продвижение вперед. Во втором случае человек мыслит иначе: он не теряет из виду основную цель, но ориентирован преимущественно на преодоление многих малых задач, которые ведут в итоге к главной цели. Каждый раз, не без труда, решив очередную задачу, человек радуется, что стал на шаг ближе к заветной мечте. Такое восприятие процесса работы мотивирует двигаться дальше, ставить новые задачи и решать их. Этот планомерный подход «малых побед», несомненно, является более позитивным подходом к деятельности по сравнению с первым, при котором всякое желание действовать сводится на нет кажущейся недостижимостью цели. Как эти наблюдения психологов могут быть применимы в жизни христианина? Когда человек переступает порог храма и впервые становится практикующим христианином, он часто впадает в ригоризм, на какой-то период он перестает различать полутона. В Церкви сияет свет Небесного Царства, святые святы и нет в них ни пятна порока, священник свят, ведь он служит Литургию, и так далее. Прибавим христианскую аскетическую и житийную литературу, задающую очень высокую планку духовной жизни. Кажется, что древние подвижники уже рождались святыми: были благочестивы с юности, читали только Священное Писание, соблюдали невообразимое воздержание, смиренно терпели издевательства и побои и при этом еще творили чудеса. И согласно этим высоким, но оторванным от реальности шаблонам начинает оцениваться жизнь окружающих и своя собственная. И это приводит к деструктивным душевным последствиям: разочарованию, депрессии, утрате веры в свои силы, бесплодному самобичеванию.

ПУТЬ К СВЯТОСТИ

 Нужно всегда помнить, что святые стали святыми не сразу: у каждого из них есть свой шлейф грехов, падений, промахов и ошибок, но они не отчаялись, в том числе и в самих себе, и продолжили бороться за свое исправление и спасение. Святые точно так же, как расчетливый финансист продумывает ходы, чтобы получить большую прибыль, учились вести борьбу со злом внутри себя, планировали и ставили задачи в этой борьбе. И видя постоянство подвижников благочестия, Бог помогал им победить. Церковь земная – это совокупность спасающихся, т.е. тех людей, которые находятся в процессе спасения. На этом пути ошибок не избежать. Апостол Петр, один из ближайших учеников Христа, отрекся от Него, но затем был прощен и восстановлен в апостольском достоинстве. Преподобная Мария Египетская боролась с духом блуда в пустыне ровно столько лет, сколько свободно предавалась ему, живя в Александрии. Преподобный Ефрем Сирин пишет о том, что был подвержен раздражительности, которую позже победил. Таких указаний все-таки много в церковном предании, их нужно уметь замечать, чтобы святые воспринимались нами как реальные живые люди, такие же, как и мы, а не статичные, будто бы вся их жизнь в каждом моменте была сиянием вечной небесной славы.

ЛЮБИМАЯ ЗЛАЯ ПРИВЫЧКА

Святой Дух всегда пребывает в Церкви Христовой. Всегда – значит, и в XXI веке. Следовательно, и современным людям доступны те же высоты святости, что и людям, например, IV века. Но нужно правильно подойти к достижению цели, которая есть всецелое единение с Богом. Первостепенная задача здесь – это очищение своей жизни от ветхозаветной порочности, всего того, что противно новозаветным заповедям. С чего при этом начать? Ответ есть. Христианские подвижники давно подметили, что у каждого человека есть доминирующая страсть, которая настолько сильна, что подавляет все другие пороки. Иными словами, человек будет идти на уступки до тех пор, пока не придет черед отказаться от своей ведущей страсти. Вот эту главную, наиболее любимую злую привычку человек прежде всего должен в себе увидеть, понять закономерности ее функционирования и победить ради любви ко Христу. Иногда на это могут уйти годы, но это одно уже будет большим достижением! И после следует не останавливаться, а бить следующий злой навык.

ПРИЧИНЫ ОТЧАЯНИЯ

 К сожалению, есть объяснение тому факту, что после какого-либо совершенного греха мы отчаиваемся, видя свое несоответствие некоему, пусть и придуманному нами, идеалу святости. Просто мы слишком высокого о себе мнения. Мы нетерпеливы и небрежны. Мы хотим всего сразу и с минимумом усилий. Это наша слабость. Сила подвижников заключалась в том, чтобы, упав, быстро встать и дальше быть христианином. Если человек застревает в своем поражении, начинает ругать себя, обесценивать свои усилия, он проиграл. Если он согласится с тем, что он сводится лишь к тому злу, которое только что совершил, крепость взята: адский огонь ворвался в его сердце и пожирает его изнутри. Общаясь в таком состоянии с окружающими, человек транслирует свой внутренний разлад вовне. Когда с таким христианином встречается человек нецерковный, он видит в его лице доказательства своим аргументам против веры, ведь погасший человек невольно проповедует скучное, безрадостное христианство, а значит, и непривлекательное.

КАК ЛЮБИТЬ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО?

Христос заповедует, чтобы мы любили других людей, как самих себя. Значит, чтобы понять, как любить других, прежде нужно научиться любить самих себя. Но видимо, любовь любви рознь. Любовь к себе, за которой скрывается гордость, высокое о себе мнение, при столкновении с испытанием неудачей лопается как мыльный пузырь, превращаясь в некую изощренную ненависть к самому себе, депрессию, поношение самого себя. Обнажаются те самые кафкианские нетерпение и небрежность, которые препятствуют личностному росту. Что же тогда означает любить себя? Бог есть абсолют: совершеннее Его действий в мироздании не существует. Значит, образцом любви человека к самому себе является любовь к нему Бога. Евангелие описывает любовь Бога к людям в категориях любви родительской: Отца к детям. Отец скорбит о несовершенстве детей, поощряя всякое их движение к благу и прощая ошибки. У Отца есть целостное представление о том, что такое достоинство, уважение, величие и ценность человека. В процессе христианской жизни человек, приобщаясь Богу, начинает усваивать это представление. Любовь к себе неотделима от смирения и прощения самого себя за ошибки, когда человек постоянно дает себе еще один шанс для исправления. Смирение – это эффект, возникающий оттого, что Бог касается человека и последний видит всю свою греховную запыленность, но это видение не приводит к опусканию рук, а, согреваемое ощущением Его любви, побуждает терпеливо и методично двигаться вперед, возрастая духовно. Видимо, даже повзрослев, нужно относиться к самим себе, как к любимым детям, которые требуют мудрого, систематического, терпеливого воспитания. Поэтому отказ от спокойной методичности здесь будет всегда преждевременным.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.