Иное родство

«Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:46-50).

 

Начинать писать про этот отрывок было почему-то особенно трудно. Быть может в первую очередь потому, что текст касается самого дорогого – семьи. Любовь между детьми и родителями – это то, чему не нужно учить, это то, что является естественным для нас, если не сказать больше: трепетным, священным… Нет, ну конечно же, бывают исключения и матери выбрасывают новорожденных замерзать на улице или дети отворачиваются от родителей и не вспоминают о них, но ведь это все находится вне нормы, вызывает осуждение и непонимание. Естественным для нас любить тех, кто подарил нам жизнь.

А здесь мы видим Иисуса – Воплощенную Любовь – Который, казалось бы, не замечает Свою Маму, не замечает Своих родственником и даже более того говорит, что для него важно совсем иное родство. Фрагменты, подобные этому, сложны для нашего понимания, они не вяжутся с тем образом любящего всех Мессии, пришедшего отдать Себя за искупление многих… Но это только поверхностный  взгляд. Чтобы понять всю глубину этого фрагмента стоит остановиться на нескольких моментах.

Первый – касается того, что представляют собой для еврея кровные узы. Это гораздо большее, чем тоже самое в нашем понимании. Думаю, что не открою секрета, сказав, что евреи считали себя богоизбранным народом. То есть только те, кто по крови есть таковы могут надеяться на божественную помощь, на шалом (то есть высшее благо), исходящий от Бога. Да, были и те, кто принимал иудаизм, не будучи евреем по крови, но все-таки именно кровный принцип имел первичное значение. Спаситель же никогда не забывает важнейшего в своей земной жизни – Он есть Мессия. Поэтому Он и учит окружающих людей, что не кровь есть основа единства, но вера. Не кровные узы спасают, но Бог, Который скоро объединит всех в Церковь, а там уже не будет важно кто ты: эллин или иудей. Нужно было заложить основы этого понимания. Поэтому и звучат эти Его слова, обращенные к окружающим, что именно они «матерь и братья». Это сейчас мы знаем, что национальность не только не спасает, но и вообще не важна на пути ко спасению, но в окружении Иисуса так никто не думал. Он убеждает самым сложным путем – собственным примером.

Во-вторых, евреи привыкли жить большими семьями, родственниками в пределах одного поселения. Все знали друг друга, знали друг друга как родня, как коллеги. И вот когда появлялся кто-то, кто неожиданно выбирал не ту, как казалось им, профессию или – шире – жизненный путь, то таковой вызывал непонимание. Нет пророка в своем отечестве… Так и было с Иисусом. Ведь его кровные близкие считали, что Он должен идти по стопам Иосифа, быть плотником, жить рядом с ними, создав семью и укрепив род потомством. Вдруг Он становится проповедником, уходит со своей малой родины, начинает ходить по другим поселениям, что-то проповедовать, говорить непонятные вещи… Его поведение смущает. И не просто смущает, но даже вызывает негодование и мысли о том, что Он сошел с ума. Вообще, вся жизнь Иисуса – это тотальное непонимание. Это крайне тяжело так жить. Родственники хотят забрать Его и увести «домой», так как думают, что Он «вышел из Себя». Ученики есть, но часто совсем не понимают сути Его миссии. Приходящие люди в основном к Спасителю относятся утилитарно.    

Когда-то очень расхожей была фраза: «счастье – это когда тебя понимают». Конечно, для христиан счастье может быть только во Христе и со Христом. В этом единстве есть настоящее счастье и уже не так важно, что о тебе думают и говорят другие, но… Согласитесь, ведь нам порою так мало нужно – просто, чтобы тебя поняли. Не поучали, не морализаторствовали, не повторяли набивших оскомину «все пройдет» или «ну, значит так надо тебе», а просто помолчали  и поняли всю глубину твоего состояния.  Это очень большая находка – такой человек. И если повезет такого найти, то вот тут уж ты радуешься и понимаешь, что вот он тебе и матерь и брат. Христос же практически один.

В третьих, при прочтении этого фрагмента приходят на память еще одни слова Христа «кто любит отца или матерь больше, чем Меня не достоин Меня». По Луке все еще более жестко «кто приходит ко Мне и не возненавидит отца или матерь… не достоин Меня». Это уж совсем как-то не «по-христиански» звучит. Но и тут Иисус нас учит, учит любви. Во-первых, любви к Богу, которая не должна быть перекрываема любой другой любовью, пусть даже к своим родителям. Иоанн Златоуст пишет, что не нарушает Христос тут закона, но пытается донести до нас, что если кто-то из родителей попытается заставить нас любить их больше, нежели Бога, то стоит возненавидеть это. Такая любовь погубит и родителей и чадо!  Во-вторых, совершенная любовь распространяется и на врагов. Один замечательный проповедник прошлого столетия прекрасно замечает то, что любовь к врагам – это показатель христианства. Ведь Иисус Спаситель учит нас любить и врагов, как и Он любил. Что толку от того, что мы добры, ласковы и полны любви к тем, которые и так нас любят? Христианство о том, что нужно превзойти эту естественную любовь. Научиться любить и врагов своих. Сложно? Бесконечно сложно! Для человека это практически невозможно, но невозможное для человека – возможно для Бога. Что же остается нам? Просить! Да, именно просить Бога, чтобы Он даровал нам эту любовь, сверхъестественную любовь, которая простирается и над врагами нашими. Мы любим родных, привычно хорошо относимся к тем, кто добр с нами, восхищаемся красивыми и успешными вокруг нас, однако для Небесного Царства этого не достаточно. Ведь так поступают все в этом мире, а мы не должны любить ни мира, ни того, что в мире. Мы в своем ученичестве пред Господом должны быть подражателями Ему. Ему, Который распинался не за матерь и братьев Своих, но за всех живших, живущих или имеющих жить после Его спасительного подвига. Это, конечно же, сверх естества нашего, но к тому мы и призваны, чтобы победить наше естественное начало, победить «душевное» в нас и дать царствовать духовному. Возможно, что все это звучит слишком превыспренне, но таково звание христианина: любить врагов, благословлять проклинающих… Легче всего это делать когда рядом есть те, которые разделяют с тобой такие убеждения, твои братья и сестры, которые и составляют то, что оставил нам Господь для нашего спасения, то есть Церковь. Теперь у нас не только матери и братья, которые таковы по крови, но и другие братья и сестры, которых нам дал Бог, которые таковы по нашей вере. Вот это и есть наше иное родство.

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.