От смятения к надежде

В календарном листе 15 февраля оказались рядом два праздника – Сретение Господне и Международный день детей, больных раком. Это совпадение вряд ли можно назвать случайным, ведь кому, как не этим детям, равно как и их родителям, так сильно нужна встреча с Богом?

Медицинский психолог Ульяновской областной детской больницы им. Ю.Ф. Горячева Ирина ЛОГИНОВА рассказала о том, что же делать близким ребенка, услышавшим страшный диагноз.

Диагноз онкология («рак»), поставленный ребенку, – одно из самых тяжелых испытаний для родителей. Оно серьезно меняет восприятие окружающего мира. Родители, столкнувшиеся с этой бедой, часто говорят, что их жизнь разделилась на две части: «до болезни» и «после постановки диагноза». Дело еще усугубляется тем, что лечение онкологии – процесс длительный и неприятный. Родители, узнав о страшном диагнозе, могут быть ошеломлены, подавлены, шокированы, чувствовать себя так, будто жизнь закончилась для них. Целая буря негативных эмоций охватывает всех близких онкобольного малыша: оцепенение, неверие, смятение, чувство вины («не уберегли»), злость, страх, беспомощность, уныние и… надежда.

Страх за жизнь собственного ребенка один из самых сильных родительских страхов. Оказавшись внезапно в больнице и услышав пугающий диагноз, родители могут почувствовать, «что почва уходит из-под ног». В моей практике были случаи, когда, узнав о диагнозе ребенка, мама (или даже бабушка) в минуту отчаяния решала свести счеты с жизнью. Этого, к счастью, не происходило только благодаря воцерковлению семьи. К сожалению, часто в такие периоды испытания семьи могут и распадаться. Супруги начинают обвинять друг друга в болезни ребенка и теряют силы и время. Здесь важно понимать, что правильно спрашивать себя не только: «За что это испытание дано семье?», но и «Для чего?»

Конечно, стоит проанализировать свою жизнь, исповедоваться, причаститься. А то, знаете, как часто бывает? Малыша начинают причащать, а сами боятся исповедоваться, возникает ложный стыд. Преодолеть его поможет только осознание того, насколько сильна духовная связь между родителями и детьми. И родительская Исповедь, и Причастие – это тоже лекарство для чада. Только духовное. Иногда именно болезнь малыша лежит в основе начала пути семьи к Церкви. Тем более что при многих больницах, где лежат онкобольные дети, есть часовни, куда приходят священники, где дети и родители могут получить духовную поддержку, исповедоваться, помолиться, взять святой воды. И в нашей больнице есть такая часовенка, освященная в честь иконы Божией Матери «Всецарица», созданная трудами отца Константина Мякишева.

Бывает, конечно, что родители в поисках помощи идут и к бабкам, и к колдунам, и в храм. У людей нет осознания, что это – диаметрально противоположные пути. Иногда дело доходит до беды: вроде и причастили ребенка разок, и … к бабкам поехали. А потом – обвиняют во всех бедах… Бога. Но, к счастью, большинство семей все же ищут помощи в Церкви. Так, в одной семье, в которой диагноз «рак», слава Богу, не подтвердился, девочку захотели крестить именно в больничной часовне, понимая, от чего они избавлены Творцом, и в знак благодарности Ему. Помню еще одно чудо в семье, только нашедшей Бога. Девочка двух с половиной лет умирала от онкологии. Родители обратились к священнику, малышку крестили. И этот ребенок, вопреки всем медицинским прогнозам, пошел на поправку. Сейчас она взрослая и здоровая девушка.

 Теперь давайте подробнее поговорим о том, что же делать, если в семью пришла беда – тяжелая болезнь ребенка. Нельзя забывать, что и малыш тоже напуган и нуждается в поддержке мамы, папы и других близких людей. Чаще именно от того, как ведет себя мама (как правило, ухаживающая за ребенком), зависит его эмоциональное состояние. Если ребенок маленький, можно проиграть (с помощью игрушек) все те болезненные манипуляции, которые происходят с ним, пугают его (пункции, уколы). Если состояние крохи позволяет, то можно полепить, порисовать, почитать ему книги, посмотреть добрые мультики.

Маме, конечно, тоже нелегко. Ведь многие люди, с которыми семья общалась до болезни ребенка, начинают вести себя «странно»: одни сторонятся чужой боли, боятся даже позвонить, написать сообщение, другие, наоборот, начинают назойливо выспрашивать о том, как идет процесс лечения. Родителям важно помнить в этот момент: можно попросить друзей с пониманием отнестись к тому, что они не всегда смогут и захотят поговорить о состоянии ребенка, ответить на звонки. Конечно, если общение становится слишком навязчивым, раздражающим, угнетающим, придется прекратить его. Кроме того, будет лучше, если родители четко сформулируют, чем конкретно могут им помочь друзья и родственники (например, приготовить и принести разрешенную домашнюю еду, купить игрушку, присмотреть за другими, здоровыми детьми, оставшимися дома, которым теперь достается меньше внимания, так как мама с братишкой или сестренкой находятся в больнице).

Часто тревога у мамы возникает при отсутствии или недостатке информации о течении болезни ребенка. Конечно, лучше найти ответы у лечащего врача, который знает особенности именно этого малыша. Следует с большой осторожностью воспринимать рассказы соседей по палате об их историях болезни и информацию в интернете о медицинской стороне вопроса. В таких случаях большинство людей склонно, к сожалению, фокусироваться на негативной информации. И вообще, все очень и очень индивидуально. А родители, находясь в стрессовой ситуации, начинают сгущать краски, страдать еще сильнее, домысливая ситуацию по-своему.

Обычно после выписки из больницы и в дальнейшем, при снятии диагноза (полном выздоровлении), дети и родители неохотно вспоминают пережитые тяжелые времена, редко пересекаются с теми, кто еще остается в больнице, и не участвуют в разного рода интернетдискуссиях, что вполне понятно и объяснимо. Но это создает некий вакуум, добавляет страхов семье только что заболевшего малыша, ведь они чаще всего слышат один негатив вокруг себя и не знают, как быть и жить дальше.

А еще не стоит бояться слез. Иногда можно и поплакать. Лучше все же не при ребенке. По выражению известного психолога Виктора Франкла, «слезы – как очки, через которые человек смотрит на мир в момент наивысшей скорби. Такой взгляд во многом меняет человека: привычные вещи начинают выглядеть по-другому, что приводит к более глубокому пониманию всего происходящего». Если родители могут, то будет лучше, если они окружат себя близкими людьми. Теми, кто искренне готов выслушать, поддержать. И конечно, даже через «не хочу» и «не могу» для самого же ребенка необходимо позаботиться и о своем здоровье (физическом и духовном): если есть необходимость – посетить врачей, духовника. Надо надеяться на Бога и верить в лучшее, и тогда Господь все управит Сам.

 

Записала Ксения МАНЯКОВА

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.