Пение первых христиан

Богослужебное пение христиан I века не было искусством абсолютно новым для своего времени. Оно основывалось на уже существовавших принципах вокального исполнения песнопений.

Древнехристианская Церковь постановила за правило: на службе должно отсутствовать сопровождение пения музыкальными инструментами. Основание этому – природа человеческого голоса, который может своим тембром и особой гибкостью выражать самые различные движения человеческих чувств. В соединении с текстом вокальное исполнение песнопений способно производить на слушателя неотразимое впечатление.

По выражению блаженного Августина, «главное в богослужебном пении – даже не само пение, а то, что поется, и особенно когда поют осмысленно голосом ясным и чистым».

В основе христианского пения всегда лежала назидательность. На страницах Послания к Ефесянам апостол Павел соединяет правило пения с призывом не упиваться вином. К чему такое соединение столь разных правил? Что странно и непонятно сейчас нам, было логично для людей того времени. Языческие служения сопровождались опьянением и весельем, и это считалось угодным Богу. Апостол же рекомендует не упиваться вином, но «исполняться Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями».

Какие песнопения из нам известных уже существовали в апостольские времена?

 * «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Упоминается как общеупотребительное святым Тертуллианом.

* «Господи, помилуй».

 В «Апостольских постановлениях» встречаем указание: «При общественном богослужении на возглашение диакона народ и прежде всех отроки восклицают: “Господи, помилуй”».

 * «Отче наш».

Молитва пелась апостолами при совершении Евхаристии и во время других богослужений.

* «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».

В «Апостольских постановлениях» помещается среди гимнов Литургии.

* «Слава в вышних Богу».

Уже в начале III века читалось наряду с великим славословием.

* Гимны (песни) отцев (из Ветхого Завета), песнь Богородицы, «Ныне отпущаеши»(«Песнь вечерняя»).

 В первые века христианства, когда церковные общины были весьма немногочисленны, песнопения на богослужении исполняли прихожане. Как замечает иудейский писатель I века Филон Александрийский, «христиане во время бдений своих, все восстав, разделялись на два лика посреди храма, мужи с мужами, жены с женами, и на обоих ликах был свой искусный запеватель; потом они пели Богу песни, состоящие из разных стихов. То поодиночке, то попеременно, с приличными припевами».

Афанасию, епископу Александрийскому, принадлежит установление пения псалмов, при котором народ припевал только конечные слова: «Яко в век милость Его». Иногда певец запевал одну половину стиха из псалма, народ оканчивал другую; или певец провозглашал стих, народ повторял его или в ответ на него пел «Аминь».

Со временем народное исполнение значительно потеряло свой первоначальный характер простоты и величия, вполне соответствующий несложному чину богослужения первых двух веков. По мере того как общины и количество песнопений разрастались, в народное пение стало постепенно вкрадываться нестроение. Это произошло вследствие ослабления веры и нравов, а также пагубного влияния светских, языческих, театральных пений и зрелищ. Люди уже не с таким усердием посещали храм Божий, и поэтому многие прихожане не могли быть в полной мере знакомы с пением и песнопениями и своим участием лишь мешали знающим.

 Святитель Иоанн Златоуст так обличает современное ему нестроение в народном исполнении богослужебного пения: «Из присутствующих здесь есть люди, которые, не почитая Бога, издают нестройные звуки и ведут себя нисколько не лучше беснующихся, колеблясь и двигаясь всем телом и показывая нравы, чуждые духовному бдению».

Во время жестоких гонений на христиан церковное певческое искусство развивалось тайно, в катакомбах, богослужения совершались в подземных усыпальницах на гробницах мучеников. Но к III веку Церковь укрепилась настолько, что империи пришлось решать вопрос о приоритете язычества или христианства. Стали строиться базилики (один из классических видов храма в форме длинного прямоугольника), и церковные службы совершались на глазах язычников. В первой половине четвертого века христиан уже можно было встретить среди всех известных народов мира, несмотря на длительные и жесточайшие гонения I–III веков.

Римский император Константин Великий в 313 г. объявил христианство государственной религией. Он же в 330 г. перенес столицу в город Византий, переименованный впоследствии в Константинополь. Как в столице, так и в других городах стали появляться благоустроенные, богато украшенные храмы; богослужения не только совершались открыто, но и приняли необычайно торжественный характер. На службах присутствовали правитель, представители аристократии и другие высокопоставленные лица. Все перечисленное повлияло на характер пения в храмах. Участие народа в богослужебном пении стало минимальным – теперь пели специально обученные певцы, разделявшиеся на два хора, или лика, – правый и левый клиросы.

 Правило Лаодикийского Собора гласит: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным петь в церкви». Способность к пению признавалась особым даром Божиим. Певцы получали основательную богословскую и музыкальную подготовку. Они поставлялись в свое служение малым посвящением и особой молитвой. Во время богослужения певчие, или псалты, облачались в белые стихари. Старший управитель правого и левого хоров назывался протопсалтом, учитель пения – доместиком. В монастырях существовала должность канонарха. Изменилось также отношение к выбору песнопений для богослужения. 59-е правило Лаодикийского Собора запретило употреблять всякого рода песни, составленные частными лицами и не утвержденные Церковью для всеобщего употребления. В это время появляется большое количество новых песнопений, освященных Церковью и вошедших в состав богослужений.

 Составителями церковных песнопений были люди, отмеченные мудростью, праведностью и благочестием жизни, причисленные впоследствии к лику святых. Это упоминавшийся ранее устроитель антифонного пения священномученик Игнатий Богоносец, святитель Климент Александрийский, составитель множества гимнов, мученик Иустин Философ, святитель Афанасий Великий, установивший распевное чтение при богослужении.

В наше время у многих возникает вопрос: почему мы не знаем авторов церковных песнопений, почему они, как иконописцы, не подписывали свои творения? Ответ прост: не желая выставлять свое имя напоказ, они как истинные христиане руководствовались прежде всего смирением.

К IV веку сложились новые виды песнопений – тропари и стихиры. Тропарями вначале называли краткие молитвы, которые пелись после каждого стиха псалма. Название этого песнопения некоторые историки церковного пения производят от греческого слова, означающего «победный знак», «трофей», так как смысл тропаря – в прославлении победы мученика над язычеством или Самого Спасителя над смертью.

Тропари создавались ко всем праздникам и имели множество разновидностей: отпустительны (завершали вечерню или утреню), богородичны (воспевали Матерь Божию), блаженны (пелись на Литургии вместе с заповедями блаженств) и др. На основе тропарей сложились стихиры («многостишия») – песнопения из многих стихов. Количество песнопений возросло, так что невозможно стало помнить все наизусть; потребовались книги и умение читать то, что в них записано.

 С конца IV века входит в практику нотация, предназначенная для торжественного чтения Апостола, Евангелия, паримий и получившая название экфонетической. Она фиксировала долгое или краткое произнесение слогов, особенности дыхания, относительную высоту тона чтения. Для пения же применялись знаки, которые изображались в воздухе рукою управляющего хором. Сами же песнопения приобрели больший объем и вместе с тем чрезвычайно усложнились. Вследствие этого хоровое пение утратило простоту и строгость апостольских времен и стало более изысканным, со временем получив мирской, несколько театральный оттенок. Конечно, это не было одобрено Церковью.

Подметив сильное воздействие стройного хорового пения на людей, появившиеся в ту пору еретики обратили пение в средство агитации и, излагая свое учение в особо составленных гимнах, преподносили его под видом увлекательных, захватывающих своей красотой хоровых исполнений. Успех такой пропаганды понудил Церковь к использованию того же оружия. Отцы Церкви, часто даже не изменяя самих мелодий, употребляемых еретиками, противополагали ересям свое, истинно православное учение, поддерживая его в умах верующих посредством хорового же пения.

Действенность такого способа в отстаивании православия привела к тому, что красивые напевы вместе с театральностью приемов их исполнения остались в церковном употреблении, воспитав вкус и слух христиан в данном направлении и отразившись на характере всего богослужебного пения. Так произошло обмирщение и вообще порча стиля в церковном пении, утратившем в значительной степени целомудренную чистоту и строгость апостольских времен. Все это, вместе взятое, то есть постепенно создавшаяся сложность пения, его изысканность, дошедшая мало-помалу до явного обмирщения и общей порчи внутреннего характера, привело к тому, что вопрос о церковном пении не переставал быть предметом особого внимания и забот со стороны отцов и учителей Церкви за все время со II по IV век и в более поздние времена.

Полина ЕВДОКИМОВА

Вера ЕПИФАНОВА

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.