Воскресение Христово: свидетельство очевидцев

Светлое Христово Воскресение – это реальность, в которой живет Церковь с самого начала. Это радостное событие – фундамент христианской веры. Нужно помнить, что как смерть Христова, так и Воскресение оказались неожиданностью для Его последователей, хотя Спаситель готовил их к этим событиям. Апостолы после распятия своего Учителя пребывали в страхе и скорби, и Христу приходится после Воскресения удостоверять их в том, что перед ними действительно Он, а не призрак. Испуганная и сомневающаяся община учеников крепнет и становится Церковью, к которой мы с вами принадлежим, благодаря тому, что, воскреснув, Христос неоднократно является Своим последователям, делая их верными свидетелями Своей победы над смертью. И апостолы уверенно благовествовали миру, устно и письменно, будучи очевидцами Воскресения.

Главным образом рассказы о явлениях Христа после Воскресения собраны в Евангелиях, но, разумеется, туда вошли не все подобные встречи. Христос являлся разным людям в разных местах. Хочется отметить, что апостол Павел в Первом послании к Коринфянам упомянул случаи явления воскресшего Христа, которые не указаны в Евангелии. Речь идет о явлениях более чем пятистам братьям и Иакову, брату Господню, который ранее не верил во Христа. А ряд толкователей считает, что Сын Божий должен был первым явиться Своей Пречистой Матери. Однако неоднократные попытки восстановить порядок явлений Спасителя и при этом согласовать свидетельства отдельных евангелистов по праву наделили вопрос о явлениях Христа после Воскресения титулом «одного из самых запутанных в евангельской истории».

Епископ Кассиан (Безобразов), преподававший Священное Писание Нового Завета в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, говорит прямо: «Согласование евангельских повествований о Воскресении (от Матфея 28 глава, Марка – 16, Луки − 24, Иоанна − 20−21) сопряжено с исключительными трудностями. Надо открыто признать, что сведение воедино четырех евангельских свидетельств о Воскресении представляет собой задачу неразрешимую». Общее устремление евангельского повествования – показать, что Христос, во-первых, воскрес во плоти, а во-вторых, Его плоть обладала новыми характеристиками, характеристиками иного бытия. Он мог проходить сквозь закрытые двери, становиться невидимым, часто Его не сразу узнавали даже те, кто провел с Ним при жизни не один год. Спаситель появляется в разных местах и исчезает. Законы пространства и времени не властны над Богочеловеком после Воскресения. Вероятно, невозможность исторического согласования евангельских рассказов о Воскресении является свидетельством того, что тайна Воскресения превышает человеческое разумение и не может быть выражена во всей полноте. И тем не менее христианская проповедь говорит об этом событии именно человеческим языком, и православие дает возможность не только услышать слова Иисуса, но и приобщиться Тому Самому Воскресшему Христу. Церковь с большим благоговением и любовью относится к евангельским повествованиям о Воскресении Христа как к свидетельствам очевидцев, приоткрывающим нам радостную тайну победы над адом и смертью. Давайте вспомним эти отрывки.

 

Явление Марии Магдалине

 В первый день недели Мария Магдалина рано утром пришла ко Гробу Господа и увидела, что вход в него открыт. Она сообщила об этом апостолам Петру и Иоанну, которые решили лично в этом удостовериться. Войдя, они увидели погребальные пелены Спасителя аккуратно сложенными. Видимо, Мария Магдалина пришла с ними второй раз и осталась плакать у Гроба. Ученица Христа вдруг увидела двух ангелов, которые спросили, почему она плачет. Равноапостольная Мария не поняла, что говорит с ангелами. Она сказала им: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». В этот момент святая обернулась и увидела Самого Иисуса, стоящего рядом, Который обратился к ней со словами: «Женщина! Что ты плачешь? Кого ищешь?» Мария Магдалина не узнала Его и сказала: «Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Тогда Господь обратился к ней по имени. Она поняла, с Кем говорит, и воскликнула: «Учитель!» Но Господь предостерег ее, сказав: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (то есть ученикам и апостолам. − Прим. авт.) и скажи им, что Я восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Мария Магдалина поспешила к апостолам и возвестила им, что видела Господа, и то, что Он сказал ей.

Почему Христос запретил Марии прикасаться к Себе, а апостолу Фоме и другим, наоборот, велел осязать Себя? На этот вопрос у толкователей Священного Писания нет удовлетворительного ответа. Предпринимались попытки истолковать эпизод с Марией Магдалиной отдельно, однако они сводились к отвлеченным объяснениям, основывающимся большей частью на представлениях о женской психологии того времени. Видимо, ответ должен оставаться для нас тайной.

 

Явление женам-мироносицам

Евангелист Матфей свидетельствует, что Христос явился Марии Магдалине и «другой Марии» после того, как ангелы на рассвете первого дня недели у открытой гробницы возвестили им о воскресении Спасителя. На обратном пути Сам Иисус Христос встретил женщин и сказал: «Радуйтесь!» Они в великой радости обступили Его и, упав на колени, ухватились за Его ноги. Тогда Господь сказал им: «Не бойтесь! Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Других мироносиц Матфей не упоминает. Если сопоставить этот отрывок с рассмотренным выше, то возникает вопрос: почему Христос Марии Магдалине, присутствующей в обоих отрывках, то позволяет ухватиться за Свои ноги, то запрещает прикасаться к Себе?

Евангелист Марк в 16 главе Евангелия рассказывает, что помазать Христа пришли Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия. Женщины увидели, что камень отвален от Гроба, а внутри сидит юноша в белых одеждах. Он возвестил им, что Христос воскрес, и попросил сообщить ученикам и Петру, что апостолы увидят Господа в Галилее. Марии и Саломия побежали от Гроба, их объял трепет и ужас, и они никому ничего не сказали, потому что боялись.

Евангелист Лука в 24 главе перечисляет следующих жен-мироносиц: Марию Магдалину, Иоанну, Марию, мать Иакова, и «других с ними». У Луки женщин встретили два мужа в блистающих одеждах, возвестившие, что Христос воскрес. На этот раз женщины сообщили апостолам благую весть, но те не поверили, лишь Петр после услышанного побежал ко Гробу. Лука, как и Марк, не упоминает о явлении женщинам Христа на обратном пути.

Евангелист Иоанн в 20 главе говорит о явлении Спасителя Марии Магдалине, а о других женщинах у него не сказано вообще. Этот отрывок был рассмотрен выше. Блаженный Иероним Стридонский предполагает, что жены-мироносицы прибегали ко Гробу Спасителя несколько раз, в разное время, этим отчасти объясняются отличия евангельских свидетельств о том радостном утре. Возможно, Магдалина пришла ко Гробу самой первой.

 

Явление двум ученикам по дороге в Эммаус

В день, когда жены-мироносицы обнаружили пустой Гроб и ангелов, Лука и Клеопа, два ученика Господа, шли из Иерусалима в Эммаус. Ученики разговаривали между собою о событиях, произошедших за последние дни. Во время их беседы Сам Господь приблизился и пошел с ними.

Интересная деталь, что Лука и Клеопа не узнали Христа. Евангелисты дают два объяснения этому: 1) глаза их были удержаны, 2) Господь явился им в ином образе. Христос спросил: «О чем это вы, идя, рассуждаете между собою и отчего вы печальны?» Клеопа ответил Ему: «Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь, что произошло здесь в эти дни?» Христос спросил: «О чем?» Ученики рассказали Христу о Его распятии и о том, что мироносицы увидели у Гроба лишь ангелов. На это Спаситель сказал им: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» И Христос начал изъяснять, начиная от Моисея, пророчества и свидетельства о Нем во всем Священном Писании. Когда они приблизились к Эммаусу, Господь сделал вид, что хочет идти дальше, но ученики удерживали Его, попросив остаться с ними, потому что день уже склонился к вечеру. Спаситель согласился и разделил с ними трапезу, во время которой Он, взяв хлеб, благословил, преломил и подал ученикам.

В этот момент открылись у них глаза и они узнали Его, но Он стал невидим для них. Лука и Клеопа поспешили обратно в Иерусалим, чтобы поведать апостолам о произошедшей встрече. Одиннадцать учеников находились вместе из-за страха преследований от иудеев. В момент прихода Луки и Клеопы они обсуждали свидетельство апостола Петра, что Христос истинно воскрес и явился ему. Явление апостолам вечером того же дня Когда Клеопа и Лука рассказывали о явлении им Христа, Сам Господь стал посреди апостолов и сказал им: «Мир вам!» Двери были заперты из опасения от иудеев, поэтому апостолы смутились, подумав, что видят призрак. Но Господь сказал им: «Что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои. Это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, потому что дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему печеной рыбы и сотового меда. Он взял и ел пред ними. И сказал им: «Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».

Господь, открыв их разум к пониманию Священного Писания, сообщил, что так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день. После этого Он пообещал ученикам, что они примут от Бога силу Святого Духа и станут свидетелями и проповедниками покаяния и прощения грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Евангелист Иоанн свидетельствует, что при этом явлении Господь сообщил апостолам Святого Духа, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

Явление апостолам на восьмой день

Фомы не было в тот вечер, когда Иисус пришел к апостолам. Другие ученики рассказали ему, что видели воскресшего Спасителя, но он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». После восьми дней ученики опять собрались вместе в доме, на этот раз и Фома был с ними. Господь вновь явился им, когда двери были уже заперты. Христос обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Теперь Фома поверил и исповедовал Его Богом, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Спаситель же сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

После Воскресения Господь являл Себя видимым и осязаемым тем, кто знал Его во время земного служения и был свидетелем крестной смерти и погребения. Он удостоверял их, давая прикоснуться к Себе, вкушая пищу и показывая раны от гвоздей и копья. Но ведь Спаситель воскрес в нетленном теле, откуда на нем раны, полученные во время крестной казни? И зачем нетленному телу нужна земная пища? Толкователи отвечают, что это допущено Богом исключительно ради учеников. Христос называет блаженными тех, кто впоследствии услышит проповедь о Нем и поверит, не видя того, что видели в те дни апостолы.

 

 Явление на Тивериадском озере

Христос повелел апостолам идти в Галилею. Здесь, на Тивериадском (Геннисаретском) озере, Господь опять явился ученикам. Симон Петр, Фома, Нафанаил, Иаков и Иоанн Зеведеевы, а также двое других учеников, имена которых не указаны, отправились в лодке ловить рыбу. Прошла ночь, но они не поймали ничего. Когда наступило утро, Господь встал на берегу, но ученики не узнали Его. Спаситель обратился к ним: «Дети, есть ли у вас какая пища?» Они отвечали Ему: «Нет». Он же предложил им закинуть сеть по правую сторону лодки. Ученики так и поступили и теперь не могли вытащить сеть от множества пойманной рыбы. Тогда апостол Иоанн сказал Петру: «Это Господь». После этих слов Симон Петр бросился в море и поплыл к берегу, а другие ученики вернулись на лодке, таща сеть с уловом. Когда апостолы вышли на берег, они увидели горящие угли, на которых пеклась рыба, и хлеб. Господь попросил принести пойманную рыбу. Симон Петр вытащил на землю сеть. Крупных рыб там было сто пятьдесят три. Евангелист Иоанн замечает, что это крупный улов, на который сеть не была рассчитана, однако она не прорвалась. Христос пригласил учеников обедать, и никто из присутствовавших не осмеливался спросить Его: «Ты кто?», потому что все знали, что это Господь.

Когда ученики обедали, Иисус обратился к Симону Петру: «Симон, сын Ионы! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр сказал Ему: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус сказал ему: «Паси агнцев Моих». Спаситель спросил Петра еще раз. Ответ апостола не изменился. Господь сказал ему: «Паси овец Моих». И в третий раз Христос обратился к Петру с тем же вопросом. Петр опечалился, что Господь спросил его в третий раз, и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец Моих». Петр, некогда трижды отрекшись от Христа, трижды засвидетельствовал, что любит Его. Считается, что через это троекратное свидетельство он был восстановлен в апостольском достоинстве.

 

Явление на горе в Галилее

В Галилее Господь явился одиннадцати апостолам на горе. Однако текст отмечает, что из присутствующих одни поклонились, а иные усомнились. Кто были эти «иные» − не ясно. Феофилакт Болгарский предполагает, что, кроме одиннадцати, на горе были еще и семьдесят апостолов. Текст слишком краток, чтобы делать какие-либо определенные выводы о месте, времени события и лицах, в нем участвовавших. Матфей указывает, что Христос здесь отправляет апостолов на всемирную проповедь: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот, Я с вами во все дни до скончания века».

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.