"Отец, любящий всех тех, кого он родил в духовную жизнь"
Не однажды церковный календарь обращается к памяти святителя Гурия, архиепископа Казанского. Чем вызвано его общецерковное почитание? Мы ведь много знаем иерархов на нашей Симбирской земле, еще больше их было на Казанской кафедре, но в лике святых далеко не все. Что нужно сделать, чтобы в веках люди обращались к памяти того или иного человека? Каким нужно быть в жизни, чтобы после ее кончины верующие не забыли твое имя, но обретали в жизни нечто поучительное и важное для себя, не смотря на время, не смотря на расстояния, не смотря на социальный контекст?
Будущий святитель – Гриша Руготин – родился в верующей семье, как ровно и большинство рожденных тогда ребят; был хорошо воспитан, имел навыки в образовании и, что более важно, в духовной жизни. Он умел молиться, обращаться к Богу, не забывая Его в различных житейских обстоятельствах. Достаточно рано он встал на службу к богатому князю, но был обвинен в блуде и заключен в темницу. Подумайте, обвинен и заключен абсолютно безвинно. С раннего детства мы привыкли к другому: мы обижаемся, если вдруг родители поймают нас на какой-нибудь шалости, которую мы же и совершили, а тут абсолютно без вины и в таком серьезном грехе был обвинен человек. Дальше Григорий попадает в темницу. За этим архаичным словом нет никакой романтики 16 века, там только холод, темнота, крайнее неудобство, голод… и в таком состоянии он проводит не месяц и не два. Впору, казалось бы, так обидеться на весь мир, на отсутствие справедливости, что никогда больше и ничего не делать доброго. Но будущий святой не гневается, не отстраняется от людей, а наоборот еще больше ощущает их нужду. Он пользуется возможностью и при лучине готовит для детей азбуки, а вырученные средства отдает нищим. Он воспринимает это заключение, как этап отречения от мира и чудесным образом избавившись от этой тюрьмы, он уходит в монастырь. Монастыри тогда это не милая келья со свечами и ангельским пением хора, но труд, молитва и масса неустроенности. Он годы проводит в трудах и становится сам настоятелем Иосифо-Волоколамской обители. Пробыв в таком положении несколько лет, Гурий отказывается от своей высокой должности и становится простым монахом. Еще один урок всем нам! Мы в жизни с юности привыкли стремиться к карьерному росту, к тому, что называется успех, а если удастся достигнуть этой высоты, то нужно делать все, чтобы не лишиться ее. Этот же герой абсолютно не таков. Не было никаких внешних давлений для того, чтобы он ушел с поста настоятеля – только внутреннее чувство того, что есть нечто большее – стремление к Богу, к тому, чтобы ничто не отвлекало от общения с Ним. Затем будет другая обитель и высокое избрание к святительскому чину.
Гурию суждено по жребию стать первым святителем на Казанской земле, то есть ему вверялась большая часть Поволжья и другие соседние земли. Приняв эту волю Божию о себе, он собирается в путь. Меня всегда интересовал один из моментов его жития, а именно вот эта дорога в неведомую для него Казань. Мы знаем, что по пути он останавливался во всех городах и совершал там молебны, совершал службы. Сейчас мне кажется, что он боялся Казани, она была далеко, это послушание было очень сложно, сам путь был опасен, а местное население мало что слышало о Христе, да еще и исповедовало совсем другую религию. Он молился поэтому во всех храмах, просил помощи у Бога, брал с собой святыни и иконы…
Он потрудится очень хорошо и много: монастыри, храмы, а главное храмы человеческих душ он построит на новообращенной ко Христу земле. И всегда в молитве, всегда в храме. Святитель Гурий понимал, что епископ – это предстоятель перед престолом, это совершитель Литургии, молитвенник. Он не обличитель, грозный судия по временам приезжающий на приход и приводящий всех в страх и трепет, но отец, любящий всех своих детей, всех тех, кого он родил в духовную жизнь.
Последние месяцы будут для него самыми сложными: тяжелая болезнь будет убивать его, съедать уходящие, казалось, силы, но он будет просить свое окружение отнести его в храм Благовещения, чтобы вновь и вновь молиться о себе, о своей пастве о всех тех, для кого он стал светильником, который светит во тьме этого мира.
Верю, что и сейчас он также молится за всех нас, ведь тьма этого мира не объяла его, он близок Богу и близок к каждому из нас, он наш святой покровитель и пример его святой жизни – это каждодневный пример нам. Его жизнь – это мощное нет отчаянию, да – промыслу Божию и «вера, споспешествуемая любовью», а значит делами, последствия которых мы можем видеть даже до сего дня в наших обителях и святых храмах на большой Поволжской земле. Аминь!
Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)