К 465-летнему юбилею совершения первой Литургии на Симбирской земле
![](/www/news2016/E6K5y0WiO4c.jpg)
19 августа исполнилось 465 лет со дня совершения первой литургии на Симбирской земле. По реке Сура пролегала некогда граница между владениями московских князей и казанским ханством. Именно сюда направил свое войско молодой князь Иоанн Васильевич во время третьего Казанского похода и здесь же было заложено Промзино городище – современное Сурское. В день Преображения Господня – 19 августа 1552 года – войско не двигалось, а сопровождавший князя Иоанна священник совершил первую на нашей земле Божественную литургию. Об этом знаменательном для жизни нашего края событии мы побеседовали с доктором культурологии, профессором кафедры истории и культуры УлГТУ Владимиром Гуркиным.
– Владимир Александрович, как удалось узнать о дате совершения первой Литургии на Симбирской земле? Сохранились ли письменные источники, в которых зафиксировано это событие?
– Множество легенд, которые рассказывают об истории нашего края, связаны с именем Ивана Грозного. И это неслучайно, поскольку после завоевания Казани в 1552 году, а затем, в 1556 году и Астрахани, вся территория Поволжья оказалась под властью Московского государства. С этого времени начинается русская колонизация берегов Волги. Когда я решил проследить маршрут знаменитого Казанского похода 1552 года, то оказалось, что несколько дней войско Ивана Грозного двигалось по территории современной Ульяновской области. Об этом сохранились свидетельства в источниках того времени. В частности, в Никоновской летописи (названа так, потому что находилась в коллекции патриарха Никона) сказано: «И перешел государь Суру-реку. 15-й стан на речке на Кивате; тут царь благочестивый дневал на благолепное Преображение Господа нашего Иисуса Христа; и того дни государь причастился неизреченных Таин Христовых, такоже и князь Владимир Андреевич. И сподобляется государь благодати Святаго Духа и вооружается благочестием на нечестивых и радостною надежею благодати Христовы шествует путь свой». В своей «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин также использовал летописи: «6 Августа Иоанн на речке Кивате слушал Литургию и причастился Святых Таин». Итак, надо было выяснить лишь, где находится это место. Проследив маршрут армии Грозного на крупномасштабной карте, легко увидеть, что действительно, есть небольшая речка Киватка, впадающая в р. Барыш. Место это ровное, вполне удобное для стоянки стотысячного войска, к тому же вода в речке чистая и пригодна для питья. Известно, что в войске московского царя была походная церковь и его сопровождали священники, которые и отслужили первую Литургию на территории нашей области на праздник Преображения Господня. Для нас это особенно важно, поскольку в то время во всем крае еще не было ни одного храма, кроме Свияжска, который был построен весной 1551 года. Интересно, что деревянная Троицкая церковь в Свияжске сохранилась до наших дней.
– Как часто царь Иван Грозный останавливался во время похода для совершения богослужений?
– Судя по летописи, были еще две службы вовремя похода. Первая в Муроме, при начале похода 20 июля в среду, на Ильин день, молодой царь совершил молебен в Рождественской церкви: «прииде государь в церковь Рожества Пречистые и великим чюдотворцом ж и молебная с великими слезами на многие час совершив … и поеде за Оку реку на Саканьской лес». И вторая на реке Мене, которая протекает по территории современной Мордовии и Чувашии и впадает в Суру: «11-й стан на речке на Мяни (современное название реки – Меня) Августа 1; и тут государь на воде стоял и воду святили».
– Имя Ивана Грозного было как-то еще связано с нашим краем?
– Тогда был основан целый ряд населенных пунктов, выполнявших роль русских форпостов, в частности, Алатырь и Промзино городище. А также существуют разные легенды, относящиеся ко времени этого Казанского похода, у жителей сел, где проходила армия в 1552 году. Кроме этого, по преданию, село Собакино (современное название Красноборск Тереньгульского района) также было основано одним из родственников Марфы Собакиной – третьей жены царя, скоропостижно скончавшейся на 15 день после свадьбы.
– Как в дальнейшем пересекались судьбы Симбирска и Казани?
– Очень тесно. До 1780 года, когда Симбирск получил статус губернского города, территория Симбирского уезда находилась в составе Казанской губернии (с 1709 года). А Симбирская епархия была учреждена лишь в 1832 году. При строительстве Симбирска северные городские ворота назывались Казанскими, а дорога на север – Казанской. Во время осады Симбирска войсками Разина осенью 1670 года помощь пришла именно из Казани под руководством князя Барятинского, который смог разбить Разина в решающем бою на Свияге (в районе автомеханического техникума и 19 мкр-на). Германовская церковь в Симбирске была основана еще в XVII веке на месте, где встречены были симбирянами мощи святителя Германа (архиепископа Казанского и Свияжского). В Казанской духовной семинарии и академии учились многие из симбирских священнослужителей, а первым ректором Симбирской духовной семинарии стал архимандрит Гавриил (Воскресенский), настоятель Зилантова монастыря в Казани. Он же был профессором Казанского университета. И здесь надо отметить, что многие известные симбиряне тесно связаны с Казанским университетом – либо учились там, либо работали. Так, например, знаменитый архитектор Михаил Коринфский, построивший в Симбирске кафедральный Троицкий собор, активно работал потом в Казани, построив там здания анатомического театра и планетария в Казанском университете, а также ряд церквей и жилых домов.
– Русские цари и провинциальный Симбирск. О каких еще точках соприкосновения можно говорить? Кто из царей уделял внимание городу?
– Надо начать с того, что сам Симбирск был построен по повелению царя Алексея Михайловича, именно он дал название и первому собору в Симбирске – Троицкий, и подарил сюда серебряный напрестольный крест, утраченный в 1920-е годы. Царь Петр I дважды проезжал мимо Симбирска, в честь чего и была основана Петропавловская церковь, от которой возникло и название Петропавловский спуск (ныне спуск Ст. Разина). Екатерина Великая на несколько дней останавливалась в нашем городе во время своего путешествия по Волге. Именно в Симбирске это плавание было закончено и она возвращалась в столицу на карете через Алатырь. Как пишет П.Л. Мартынов: «Императрица Екатeринa II, путешествуя по Волге в 1767 году, прибыла в Симбирск 5 июня того года и остановилась в единственном тогда в городе каменном доме купца Ивана Семеновича Мясникова (он же Пустынников), находившемся близ церкви св. Троицы, на месте нынешнего кадетского корпуса. В письме из Симбирска к Н. И. Панину Императрица пишет: «здесь такой жар, что не знаешь куда деваться, город же самый скаредный и все дома, кроме того, в котором Я стою, в конфискации. И так мой город у меня же. Я не очень знаю, схоже ли это с здравым разсуждением и не полезнее ли повернуть людям их домы, нежели сии лучинки иметь в странной собственности, из которой ни коронныя деньги, ни люди не сохранены в целости. Я теперь здесь упражняюсь сыскать способы, чтобы деньги были возвращены, дома попусту не сгнили и люди не приведены были вовсе в истребление, а недоимки, по соли и вину только, сто семь тысяч рублей, к чему послужили как кражи, так и разныя несчастливыя приключения». Император Александр Павлович был здесь в 1824 году проездом из Пензы в Оренбург. Как свидетельствуют современники: «Государь присутствовал при закладке нового собора, собственноручно положил в его основание камень и заделал его известкой, посредством нарочно приготовленной для сего серебряно вызолоченной лопатки, поднесенной губернским предводителем дворянства. После церемонии закладки храма, Государь прошел пешком в казармы военных кантонистов, находившиеся на венце, где теперь помещается епархиальное женское училище». Император Николай I-й прибыл в Симбирск 22-го августа 1836 года и приветствован был в соборе архиепископом Симбирским и Сызранским Анатолием. На следующий день вместе с губернатором осматривал город, о чем Мартынов отзывается так: «Этот Царский осмотр принес огромную пользу городу, так как Государь сделал много указаний к возведению новых построек, которые потом были приведены в исполнение и послужили к благоустройству и украшению города. Так, Государь обратил внимание на необходимость построить новые дома: дворянской и городской; указал как привести в порядок соборную площадь, устроить новую площадь около губернаторского дома (Карамзинскую) и хороший спуск к Волге, набережную на ней и пристань». Император Александр II два- жды посещал Симбирск – в 1837 году, будучи еще наследником престола со своим знаменитым воспитателем В.А. Жуковским, и в 1871 году, когда вместе с ним путешествовал и его сын – будущий император Александр III.
– Когда был построен первый храм на Симбирской земле? Известно ли имя первого священника?
– Поскольку на территории Ульяновской области Промзино городище (современное Сурское) было основано в 1552 году, то, очевидно, что и самый первый храм был построен там. Но когда именно и кто был первым священником, пока не известно. Зато мы знаем, что в Казанских походах Ивана Грозного сопровождал его духовник Андрей, известный ученик митрополита Макария, который принял монашеский постриг в 1562 году в Чудовом монастыре с именем Афанасий, а в 1564 году был избран в Московские митрополиты. Очевидно, что первую Литургию на Симбирской земле в августе 1552 года провел он. Афанасий предположительно является автором иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», которую он создал в память об этом походе по заказу Ивана Грозного. Икона хранится в настоящее время в Третьяковской галерее.
– Какова была предыстория установки поклонного креста на месте совершения первой Литургии?
– Когда я рассказал протоиерею Владимиру Дмитриеву о том, что в августе 1552 года на нашей земле состоялась первая литургия, он живо откликнулся и под его руководством один из его прихожан в Прислонихе Виктор Шарымов (к сожалению, уже ушедший из жизни) соорудил 4-метровый дубовый крест. Этот крест по благословению владыки Прокла мы установили в 2007 году - в 455-ю годовщину первой Литургии в с. Кивать Сурского района, недалеко от того места, где стояла церковь в селе, уничтоженная в годы советской власти. В установке креста принимали участие отец Владимир, отец Георгий Колчин, Виктор Шарымов, археолог Александр Вискалин, директор Никитинской школы Сергей Клевогин, а также жители села Кивать. После установки креста на этом месте священники отслужили Литургию на открытом воздухе.
Беседовала Ксения МАНЯКОВА