Иерей Алексей Волков: пост – время усиленной духовной работы

Наступили дни Рождественского поста, в которые мы уготовляем себя к празднованию одного из важнейших событий домостроительства – пришествия в мир Бога во плоти. Очень часто можно видеть, как люди, вроде как тянущиеся к Церкви, но еще достаточно далекие от настоящего духовного опыта, «решают» для себя вопрос о посте сами, считая его для себя вообще не нужным. В их голове борются несколько помыслов: с одной стороны, они видят, что люди церковные в большинстве своем весьма прилежно соблюдают посты, установленные Церковью, несмотря на всю многочисленность постных дней в году, с другой стороны, они не могут рационально понять смысл поста, внятно себе самим ответить на вопрос: «Зачем это нужно?» В чем-то эти люди правы, например, в том, что пост им еще пока действительно не нужен – потому что вне реалии духовного опыта просто не понятно, что с ним делать. Вот когда они дорастут до духовной жизни, когда внутри начнется работа, борьба за духовную жизнь, вот тогда они поймут и почувствуют всю непреходящую ценность «внешних» церковных уставов – таких, как регулярное чередование в году периодов поста и его отсутствия, необходимость регулярного посещения богослужения, неопустительного каждодневного чтения утренних и вечерних молитв. И иногда бывает, что усердному христианину даже «не хватает» установленных уставом постных дней в году, ему требуется даже больше «нормы». Пост, если он не обращен на реальную духовную работу, совершаемую внутри, превращается в подобие «диеты» и может быть не только бесполезным, но даже и вредным. Странно было бы видеть мастера, потрясающего своим инструментом, но ничего им не делающего полезного. Понятно, что «мастерство» такого человека мы поставили бы под сомнение. Еще вопрос: он может только «трясти» инструментом или что-то способен им сделать полезное? Все духовные подвиги, которые мы совершаем, даже если мы их посвящаем Богу, мы делаем ради самих себя и для своей собственной пользы. Потому что Богу мы ничего принести от себя, кроме благодарности за благодеяния и смиренного исповедания грехов, не можем. Это Он нам все дает, и даже самые добродетели, за которые Он обещает нас наградить, за пост в том числе, мы совершаем «Богу содействующу», то есть не столько своими, сколько благодатными средствами. Пост в совокупности с обязательным усилением молитвенного подвига дает нам возможность самим раскрыться для проникновения в нас исцеляющей и освящающей благодати Божией. Перестав бороться со страстями, мы рискуем быть совсем оторваны их нечистотой от Бога и от Его благодати, что может привести к бесплодию и гибели. Так же заповедь о посте действует чем-то подобно заповеди о хранении дня субботнего. Подобно тому, как заповедь о соблюдении праздников не дает человеку слишком увлечься земной стороной бытия и совсем забыть о вечном измерении, так же пост выдергивает (отрезвляет) человека от обычного круга слишком расслабленной (в духовном плане) жизни и поставляет в необходимость собраться, взбодриться и сделаться наподобие домовладыки из евангельской притчи, чающего возвращения Господина от брака… Наступивший пост должен стать временем усиленной духовной работы, безжалостного отношения к своим страстям и греховным привычкам. Пройдем в разуме подвиг покаяния, безжалостно осуждая себя (а не ближних) за уклонения от заповедей, и понуждая на строгое и неукоснительное исполнение их, и это даст нам возможность получить плоды правды, исправить то, чего мы еще пока по нерадению и расслабленности до сих пор не исправили, чтоб не оказаться нам в положении лукавого раба, которому были вверены таланты, но который так и не удосужился пустить их в работу, чтобы получить прибыль. В заключение хотелось бы пожелать всем православным христианам усердно вступить в грядущее поприще Рождественского поста и не только «течение поста совершити», но и «победителями греха явитися, главы невидимых змиев сокрушити…» и в силе и радовании духа, украшенными всякими добродетелями, в духовной красоте встретить Грядущего родитися Младенца Христа. Аминь.

 

Иерей Алексей Волков

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.