О пользе и вреде акафистов

Наверное, в Русской Церкви нельзя встретить храм, в котором бы не совершались акафисты. Любят православные богомольцы этот жанр церковной гимнографии: читают акафисты дома и в храмах, поют во время многодневных крестных ходов.

Однако употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации. Ведь согласно действующему богослужебному уставу, типикону, акафист совершается только один раз в году: на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. На одном из заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви в этом году рассматривался вопрос о роли акафистов в молитвенной жизни Церкви.

Первоначально – единственный Слово «акафист» на русский язык переводится как «неседален», то есть акафист – это песнопение, во время исполнения которого не сидят. Изначально Акафистом называлось только одно уникальное произведение, посвященное Божией Матери. Оно появляется в Византии на рубеже V–VI веков. Именно оно читается на службе Похвалы Пресвятой Богородице. Этот Акафист состоит из 12 больших и 12 малых строф. Все они в греческой традиции называются икосами.

В славянской традиции короткие икосы принято называть кондаками – они заканчиваются восклицанием «аллилуйя», а большие икосы так и называются – «икосы». Большие икосы делятся на две части: первая – метрически одинакова с коротким икосом, а вторая содержит 12 приветствий, обращенных к Богоматери, которые выражаются словом «Радуйся». Именно так во время Благовещения ангел приветствовал Пресвятую Деву.

«Возрадования» – это отличительная черта акафистного произведения. Акафист Богородице состоит из двух частей: первая рассказывает о земной жизни Пречистой Девы, а вторая – посвящена учению о Боговоплощении и спасении человеческого рода. Текст «Взбранной Воеводе победительная», помещенный в начале Акафиста, был добавлен позднее, после избавления Константинополя летом 626 года от осады авар и славян, когда Константинопольский Патриарх Сергий I обошел городские стены с иконой Пресвятой Богородицы.

Интересно, что в грекоязычных Церквях до сих пор термин «акафист» применяют только к этому первоначальному Акафисту в честь Богородицы.

Икосы подобные

Позднее появляется жанр акафиста. В XIV веке, приблизительно за сто лет до конца Византийской империи, начинают писаться произведения, подражающие Акафисту Богородице, которые назывались «икосы, подобные Акафисту». Известны икосы архангелу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю Чудотворцу, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, 12 апостолам, Всем святым, Живоносному Гробу (Воскресению Господню). Последний акафист византийской эпохи – это акафист апостолу Иоанну Богослову.

Далее появляются акафисты в честь различных списков икон Пресвятой Богородицы. Произведения переводятся и становятся известны в Русской Церкви. У нас начинают писаться акафисты русским святым.

К середине XVIII века число новых акафистов сильно возросло, поэтому была введена практика утверждения текстов Святейшим Синодом Русской Церкви. Если текст не был утвержден, то его нельзя было печатать и распространять.

Показательно, что к 1901 году на 158 разрешенных приходится 291 (или более) неразрешенный акафист. Причины запрета были различны: несоответствие требованиям духовной цензуры, богословская или литературная безграмотность текста, наличие уже разрешенного акафиста с тем же посвящением.

 Излишество или необходимость?

 В XIX веке об акафистах высказывали свои мнения различные авторитетные богословы. Святитель Филарет Московский настороженно относился к неуемной ревности составлять новые акафисты: «Мы недовольно ревнуем установленное Церковью богослужение исполнять так, чтобы ничто не было опущено и все было пропето и прочтено неспешно и внятно. Не нужнее ли, не полезнее ли поревновать о сем, нежели расширять богослужение множеством акафистов, произвольно вновь составляемых из множества неопределенных, изысканных хвалебных выражений, мало способных вразумлять и назидать читающего или слышащего? Каждый, кому вздумается, каждому святому, к которому почувствует усердие, не затрудняется написать акафист и дать его в правило Церкви. В порядке ли это? Сообразно ли с тем, что такое множество древних великих святых, апостолов, пророков, мучеников, святителей, преподобных остаются без акафистов? Но не должно ли благоприятствовать проявлению благочестивого усердия? Правда, но со многим рассуждением и осмотрительностью, чтобы принести Церкви Божией дар истинно для нее полезный».

 Критику и неприятие большинства русских акафистов находим у архимандрита Киприана (Керна), по мнению которого, стихиры и псалмы превосходят акафисты по красоте и глубине мысли. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, видел в акафистах средство к пробуждению религиозного настроения в пастве: «Народ, как показал опыт в Харькове, весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом». Святитель Феофан, затворник Вышенской обители, в своей переписке поощрял и ободрял составителей новых акафистов, давал указания и советы.

Акафисты в наши дни

 В современной русской практике, в отличие от типикона, употребляется множество акафистов. Они посвящены Господу, Пресвятой Богородице, прославляемой в Ее чудотворных иконах, святым и праздникам. Акафисты служатся круглый год, а не один раз. Кроме этого, обычаи при совершении акафистов разнятся от епархии к епархии.

 В последнее десятилетие появилось много новых акафистных текстов, которые, к сожалению, далеко не всегда содержат идеи, соответствующие духу церковного предания. Опасность состоит в том, что люди, читающие акафисты, которые не прошли богословскую проверку, усваивают нецерковные идеи, суеверия. Также следует учесть, что акафист – это самый популярный в народе жанр, наиболее доступный и понятный, поэтому нужно заботиться о корректности текстов.

 В первые постсоветские годы Церковь слабо контролировала процесс появления новых акафистов и их распространение, но теперь эта сфера постепенно упорядочивается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 29 апреля 2011 года при Издательском совете Русской Православной Церкви учреждена рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества.

 С 3 сентября 2015 года группа действует под руководством митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви. Межсоборным Присутствием был подготовлен проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви», который в начале 2017 года направили на отзыв в духовные школы и епархии Русской Православной Церкви.

 Вернемся к майскому заседанию Священного Синода. Согласно его постановлениям, уставное суточное богослужение стоит несравнимо выше акафистов. В связи с этим «тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями».

Другое постановление говорит о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий. Священный Синод поручил Издательскому совету РПЦ разместить список акафистов, утвержденных Священным Синодом, и их тексты на сайте Издательского совета (http:// izdatsovet.ru /рецензирование/ акафисты, имеющие официальное церковное благословение) с последующим регулярным обновлением.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.