Какие бывают ангелы?
21 ноября Церковь отмечает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – день, посвященный нашим незримым помощникам на пути в Царство Небесное – Ангелам. Что мы знаем об этих существах? Какие они? Как и когда появились? В чем заключается их служение?
Ангельский мир
Слово «ангел» происходит от греческого слова «ангеллос», которое может переводиться как «вестник» или «посол». В христианской традиции ангелами принято называть сотворенных Богом свободно-личностных разумных духовных существ, которые служат Богу, исполняя волю Творца, а также сообщая волю Божию людям. Ангельский мир расколот на два лагеря. В начале времен часть ангелов, возглавляемая диаволом, возгордившись своим могуществом, отпала от Бога, превратившись в Его врагов. Этих «падших ангелов» называют разными именами: темные духи, падшие духи, демоны, бесы, аггелы или просто враги. Они имеют добрую ангельскую природу, но их воля укоренилась во зле горделивого богопротивления.
Время сотворения ангелов
В первом стихе книги Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю…») многие святые отцы в слове «небо» видят указание на творение ангельского мира, тогда как слово «земля» они относят к миру материальному. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский и другие считали, что ангелы были сотворены задолго до материального мира. Епифаний Кипрский и Августин Иппонский полагали, что творение ангелов происходило одновременно с материальным миром, но до создания человека. Феодорит Кирский видит подтверждение мысли о том, что ангелы сотворены одновременно с материальным миром, в ограниченности ангелов пространством. Предположение о создании ангельского мира до творения человека, основано на библейском рассказе искушения Адама и Евы (Быт. 3:1–5). Создание ангелов и падение их части произошло до появления человека.
Девять чинов ангельских
Ангелы – это вторые, постигаемые только умом, светы, которые получают благодатное освящение от Бога – первого и безначального Света. Они различаются по степени освящения, которая зависит от их чина. В VI веке в кругу византийских богословских текстов впервые появляются сочинения неизвестного автора, который подписался именем Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла. Совокупность сочинений псевдо-Дионисия получила в среде ученых, изучающих христианскую письменность, название корпус «Ареопагитик». Эти тексты приобрели большой авторитет в поздневизантийской богословской традиции. Преподобный Максим Исповедник пишет комментарий к трудам псевдо-Дионисия. Ими пользовался и преподобный Иоанн Дамаскин. Именно автор «Ареопагитик» предложил свою систему подразделения ангельских сил на девять чинов. Псевдо-Дионисий подразделяет ангелов на три класса, в каждом из которых находятся еще три чина. Первый, высший класс, который находится ближе всего к Богу, состоит из шестокрылатых Серафимов, многоочитых Херувимов и святейших Престолов. Второй – из Господств, Сил и Властей. Третий – из Начал, Архангелов и Ангелов. Все эти чины упоминаются в Священном Писании, однако святитель Иоанн Златоуст считал, что на самом деле ангельских чинов больше и все они нам неизвестны. Протоиерей Иоанн Мейендорф придерживался идеи о том, что ветхозаветная ангелология является более сложной и не укладывается в схему «Ареопагитик». Дело в том, что, по мысли псевдо-Дионисия, низшие ангелы могут общаться с Богом только через посредство вышестоящих. Человек, соответственно, общается только с низшими ангелами. Но к пророку Исайе был послан Серафим – это противоречит иерархической идее Дионисия. Или, например, чин Архангела в системе Дионисия является одним из низших, а между тем Архангел Михаил – это предводитель ангельского воинства, то есть высший ангел.
Архистратиг Михаил
Над девятью ангельскими чинами стоит Архангел Михаил, который является Архистратигом Небесного воинства. Библия называет его «вождем воинства Господня» (Нав. 5:14–15). С древнееврейского языка имя «Михаил» переводится «кто как Бог». Архистратигом (верховным полководцем) Архангела Михаила называют потому, что он встал во главе ангельских сил, боровшихся с отпавшими от Бога ангелами под предводительством Денницы (Люцифера). Денница и подчиненные ему ангелы за гордыню были низвергнуты с неба. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр. 12: 7–9). В книге пророка Даниила (Дан.12:1) Архангел Михаил изображен защитником израильского народа. Он участвовал во многих событиях Ветхого Завета. Церковное предание видит в Ангеле Господнем, который преградил путь ослице Валаама (Числ. 22:23), Архангела Михаила. Интересно, что он держал в руке меч. Перед осадой Иерихона Архангел Михаил явился Иисусу Навину в виде человека, держащего в руке обнаженный меч (Нав. 5:13–15). По воле Божией Архангел Михаил остановил армию ассирийского царя Сеннахирима, хотевшего захватить Иерусалим: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые» (4 Цар. 19:35). Господь послал Архангела Михаила, чтобы спасти брошенных в вавилонскую печь Ананию, Азарию и Мисаила, которые отказались служить золотому идолу, воздвигнутому вавилонским царем Навуходоносором: «Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3:49–50). С основанием на земле Церкви Христовой Архистратиг Михаил считается покровителем «воинствующей Церкви» – совокупности всех христиан, ведущих войну с силами зла. В христианскую эпоху одно из знаменитых явлений Архангела Михаила было в 590 году в Риме. В этот год в городе бушевала эпидемия чумы. Папа Григорий Великий во время торжественного шествия с молебном об избавлении горожан от болезни увидел на вершине мавзолея Адриана Архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. Эпидемии пошла на спад. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена скульптура Архангела Михаила, а сам мавзолей с X века стал называться замком Святого Ангела.
Архангелы
Помимо Архангела Михаила Церковь знает имена еще семи Архангелов. Самым известным Архангелом после Михаила является Гавриил. Его имя переводится как «муж Божий» или «сила Божия». Он упоминается в Священном Писании: возвещает первосвященнику Захарии о рождении Иоанна Крестителя (Лк. 1:19), благовествует Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк. 1:26–38). Эти эпизоды лежат в основе почитания Архангела Гавриила как служителя тайн Божиих. Архангелы Рафаил (исцеление Божие) (Тов. 3:16), Уриил (свет или огонь Божий) (3 Езд. 4:1), Салафиил (молитва к Богу) (3 Езд. 5:16, 31) и Иеремиил (высота Божия) (3 Езд 4:36) известны из неканонических книг Ветхого Завета. Архангелы Иегудиил (хвала Божия) и Варахиил (благословение Божие) не упоминаются в Священном Писании; их имена донесло до нас церковное Предание. Различные служения названных Архангелов отчасти открыты в их именах.
Служения ангелов
Известно, что Бог поручал ангелам защищать праведных (Пс. 90:11–13; Евр. 1:14), разрушать козни демонов (Тов. 8:3), возносить молитвы людей к Богу (Тов. 12:12), отводить душу в загробную жизнь (Лк. 16:22). Они являются по повелению Божию для помощи человеку (Ис. 6:7) или для его наказания (2 Цар. 24:16), возвещают будущие народу (Дан. 8:16–26). Ангелы должны будут отделить добрых людей от злых на Страшном суде (Мф. 13:49). Ангелы принимали участие во многих событиях ветхозаветной и евангельской истории. В разрушении Содома и Гоморры участвовали ангелы (Быт. 19:1–3). Синайское законодательство получено Моисеем при служении ангелов (Втор. 33:2). Ангелы славословят Рождество Христово (Лк. 2:9–14), поддерживают Христа в Его молитве в Гефсиманском саду (Лк. 22:43), возвещают Воскресение Христово (Мф. 28:5–7), присутствуют при Вознесении Иисуса Христа (Деян. 1:10–11). В Откровении Иоанна Богослова ангелы исполняют волю Божию о стихиях мира (7:2, 14:18, 16:5).
Ангелы-хранители
В Священном Писании говорится об ангелах-хранителях отдельных лиц. Сам Христос предупреждает: «Смотрите не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего небесного» (Мф.18:10). Когда апостол Петр был чудесно освобожден из темницы и пришел к христианам, то они предположили, что им явился ангел Петра (Деян. 12:15). Церковь верит, что после принятия таинства Крещения человеку дается ангел-хранитель. Он оберегает душу и тело христианина во время его земной жизни, молится за него Богу и не оставляет человека по смерти. Своей греховной жизнью человек может отогнать своего ангела-хранителя. Святитель Василий Великий так выражает эту мысль: «Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Ангел вновь приступает к человеку после его искреннего покаяния. Вероятно, ангелы-хранители на время даются по особому смотрению Божию и некрещеным людям при исполнении ими какой-либо миссии.
Иоанн Дамаскин об ангелах и демонах
Святой преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) в своем труде «Точное изложение православной веры» – попытке систематического изложения православного богословия – помещает разделы, содержащие сумму основных христианских представлений об ангелах и демонах. Давайте посмотрим, на что святой обращает внимание, говоря об ангелах. Ангелы. Согласно преподобному Иоанну, подобно всему сотворенному, ангелы приведены в бытие из ничего. Их природа бесплотна, духовна и является некоторым «невещественным огнем». Они «пылают» в своем желании служить Богу и свободны от всякого вещественного помышления. Ангел одарен умом и свободой воли, а следовательно, изменчив. Он имеет власть преуспевать в добре или уклониться ко злу. Уклонившись к худшему, ангел не способен к раскаянию! Причину этого преподобный Иоанн Дамаскин видит в том, что ангел не имеет тела, подобного человеческому. Раскаяние дано людям по причине немощи тела. Ангелы трудно склоняемы ко злу, а теперь, по прошествии долгого времени, они настолько утвердились в добре и благодати, что стали непоколебимы. По благодати ангельская природа получила бессмертие. Говоря о бестелесности ангелов, святой вводит категорию относительности: ангелы бестелесны по сравнению с людьми, но в сравнении с Богом, как и все тварное, они имеют грубую природу. Хотя отсутствие у ангелов тел, таких, какие имеют люди и животные, признавалось всеми отцами и учителями Церкви, в истории богословской мысли вопрос о наличии у бесплотных духов каких-либо других тел решался по-разному. Так, например, некоторую «духовную телесность» ангелов допускали Иустин Мученик, Татиан, Афинагор, Тертуллиан, Ориген, Мефодий Патарский, Василий Великий, Иоанн Дамаскин. Седьмой Вселенский Собор (787 г.), рассматривая возможность изображения на иконе ангелов, так отозвался об их телесности: «Что касается ангелов и архангелов и других святых сил, высших их, – присовокуплю к этому и наши человеческие души, – то кафолическая Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными… только имеющими тела тонкие, воздухообразные и огнеобразные, согласно сказанному в Писании: «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя, огнь палящ». В истории Русской Церкви XIX века известен спор святителя Феофана Затворника, считавшего ангелов абсолютно бестелесными, и святителя Игнатия (Брянчанинова), признававшего наличие у ангелов некоторой особой телесности. Святитель Феофан пишет о том, что ангелы существуют, не занимая пространства. Вернемся к Иоанну Дамаскину. Согласно преподобному, если ангел находится в одном месте, то его нет в другом. Ангелы свободно могут проникать через стены и запертые двери. Ангелы способны очень быстро перемещаться. Пищей для ангелов служит созерцание Бога. Они воспевают хвалу Богу и исполняют Его святую волю. Как умные духовные сущности, ангелы не нуждаются в языке и слухе, но общаются друг с другом мысленно, без произнесения слов. Ангелы не нуждаются в браке. В раннехристианской мысли некоторые церковные учителя, например Иустин Мученик, Климент Александрийский, Афинагор, Тертуллиан, высказывали идею о возможности соития между ангелами и людьми. Факт наличия такого странного мнения в Древней Церкви объясняется влиянием языческой мифологии, которая знала случаи рождения героев, произошедших от общения богов и людей. В связи с этим мнением неверно понимался библейский текст (Быт 6:1–2, 4): «Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал... В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим...» Под «сынами Божиими» понимали ангелов. Действительно, ангелы иногда называются так в Писании, но большинство толкователей, например Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит Кирский, Кирилл Иерусалимский, Иероним Стридонский, Августин Иппонский, видели в «сынах Божиих» людей – потомков благочестивого Сифа. Ангелы по желанию Бога являются людям достойным. Ангел является не таким, какой он есть на самом деле, но в измененном виде, приспосабливаясь к способности человека его воспринимать. По повелению Божию ангел может преобразиться во все что угодно и в таком виде явиться человеку. Ангелы могущественнее людей.
Царство тьмы.
Падение ангелов началось с ангела Денницы, который стоял во главе земного чина. Ему была поручена охрана Земли. Денница не вынес блеска и чести, которую даровал ему Господь. Возгордившись, он восстал против сотворившего его Бога. Самовольно отделившись от Бога, вместо духовного света он стал тьмой. Добрый могущественный ангел-хранитель Земли превратился в диавола (клеветника) и сатану (противника). Вслед за ним пало бесчисленное множество ангелов, состоявших под его начальством. Преподобный Иоанн Дамаскин, как и многие Отцы до него, говорит о том, что демоны, хотя и являются противниками божественной воли, все равно подчинены Богу и без Его разрешения, которое Господь дает по особому промыслу, ничего сделать не могут. Это видно, например, в истории праведного Иова или в евангельском рассказе о гибели стада свиней в земле Гадаринской. Ни ангелы, ни демоны будущего не знают, но они могут предсказывать события. Первые предсказывают, когда Бог открывает им будущее и велит его предсказать, а вторые предсказывают, когда видят происходящее на далеком расстоянии, а иногда потому, что о чем-то догадываются. Даже если бесы много раз предсказывают события, которые сбываются, верить им нельзя. Здесь есть двоякая опасность. Людей нетрезвых, духовно неготовых (несмиренных) такие предсказания ввергают в тщеславие или гордость. Смиренный почувствует того, кто стоит за откровением. С другой стороны, после нескольких верных предсказаний, когда человек начнет доверять своему «экстраординарному дару», враг подставит ему подножку, чтобы человек упал и получил травмы, или сделает так, чтобы «одаренный» стал причиной падения другого. Несчастный в лучшем случае поймет, что с ним велась нечестная игра и в дальнейшем станет трезвее и умнее, а в худшем продолжит играться. Смесь истины и лжи создает эффект правдоподобия, вызывая доверие – этим наши духовные враги часто пользуются. Бесам позволено нападать на человека. Только в борьбе со злом крепнет человеческая воля и ясно расставляются приоритеты в духовной жизни. Происходит пробуждение от греховного сна. Без согласия человека враг ввергнуть его в грех не может. От нас зависит – выдержать нападение или нет. Мы знаем, что при длительных и тяжелых нападениях, когда преподобные просили в молитве помощи у Бога, она порой приходила не сразу. Господь давал человеку возможность самому максимально напрячь свои силы и волю в духовной борьбе. Как должна быть неприятно ущемлена гордость бесов, когда они терпят поражение от человека – существа, по их мнению, стоящего на более низкой ступени развития. Преподобный Иоанн, говоря о невозможности покаяния для демонов, высказывает следующую интересную идею: «Должно же знать, что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому, как и для людей, оно невозможно после смерти».
Духовная жизнь
Архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин), ученый-патролог, умерший в 1985 году, в своей статье «Ангелы и бесы в духовной жизни» замечает интересную вещь: «Всякий, кто хотел бы собрать материал из писаний аскетических отцов о роли ангелов и бесов в духовной жизни, был бы поражен несоответствием между пространным местом, отдаваемым описаниям многообразных сатанинских действий, и немногими разбросанными и скорее сдержанными замечаниями о роли ангелов». Автор объясняет подобную диспропорциональность в текстах подвижников несколькими соображениями. Ангелы помогают людям, даже если нам неизвестны их методы, а вот технические приемы работы бесов, наших врагов, отцам-аскетам знать было жизненно необходимо, чтобы не попасть в расставленные ими капканы. Апостол Павел пишет о том, что сатана способен принимать вид светлого ангела (2 Кор. 11:4). Сама возможность такого обманчивого преображения темных духов способствовала выработке в среде христианских подвижников, находящихся на передовой духовной брани, практики трезвого, недоверчивого отношения ко всякого рода ангельским явлениям, снам, знамениям и чудесам. Далее, в восточно-христианской традиции высшим мистическим состоянием, к которому стремится аскет, является единение ума и сердца со Христом. Например, каждый раз, когда мы прочитываем Правило ко Святому Причащению, в молитве преподобного Симеона Нового Богослова мы встречаем такие слова, обращенные ко Христу: «Но милостию сострастия тепле кающияся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно, и странное и Ангелом, и человеческим мыслем, беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным». Христос, а не ангелы занимает центральное место в миросозерцании христианина.
Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ