«Главное – не зря выйти на амвон»

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие», – таков был один из главных заветов Христа ученикам. И они исполнили этот завет, устремившись в разные города и страны, не страшась голода, зноя, огромных расстояний и даже смерти. Сегодня мы можем слышать проповедь в храме ежедневно – она стала неотъемлемой частью православного богослужения. Но мы воспринимаем священническое слово как слушатели, а что значит проповедь для говорящего? Клирик Воскресенско-Германовского собора Ульяновска игумен Серафим (Ляхов) делится своим пастырским опытом.

– Отец Серафим, в чем заключается главная задача церковной проповеди в настоящее время?

– В первые века христианства цель проповеди заключалась в рассказах апостолами и их учениками о пришествии в мир Спасителя – Божественного Сына и Сына Человеческого, Иисуса Христа, в рассказах о Его Крестной Жертве. Сегодня же цель проповеди, на мой взгляд, – рассказать о том, что Спаситель принес человечеству: о Его Евангельском учении о любви к Богу и к ближнему, о Заповедях Блаженства, данных в Нагорной проповеди. Обо всем, что помогает человеку оставаться образом Божиим в этом суетном и жестокосердном мире, укрепляет его духовные и физические силы. Крайне важно говорить и о вере как таковой, ведь именно она дает думающему человеку понимание смысла его земной жизни, помогает осознать цель несения жизненного креста: всех болезней, скорбей и трудностей, которые бывают у каждого человека.

 

 – Какими качествами должен обладать проповедник, чтобы его слова были действенными?

– Чтобы проповедь была убедительной, проповедник должен сам искренне верить в то, о чем он говорит слушающей его аудитории. Люди сердцем чувствуют малейшую фальшь или наигранность. Важно вести разговор о реалиях того мира, в которых человек живет сегодня: о проблемах современного человека, о его духовных запросах и потребностях. Проповедь должна быть грамотной и аргументированной, со ссылкой на текст Священного Писания и на учения святых отцов Церкви.

 

 – Вы помните свою первую проповедь?

– Конечно. Помню, как раз десять прочитал житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, в день памяти которых и говорил свою первую самостоятельную проповедь после иерейской хиротонии. Помню наказ моего духовного наставника митрополита Прокла, который практически каждому ставленнику говорил на хиротонии: «Проклят всякий делающий дело Божие с небрежением! Прежде заботьтесь о служении Богу и о духовном! Все остальное приложится Вам!» Помню, как мы, еще молодые тогда священники, служащие в соборе с архиереем, переживали за проповеди на великопостных пассиях, когда владыка Прокл, сидя в алтаре за Царскими вратами, слушал наше слово о страданиях Спасителя и Его Крестной Жертве. А потом по-отечески делал полезные замечания и давал советы о содержании и построении проповеди. До сих пор с благодарностью вспоминаю эти уроки архипастырского наставления! Сейчас, имея многолетний опыт проповеди, уже чувствуешь себя на амвоне уверенней и спокойней. Но я думаю, небольшое волнение полезно и нужно, дабы понимать ответственность за свое пастырское служение.

 

– Кто для Вас служит образцом проповедника?

– Мне нравятся очень содержательные, аргументированные и доступные для понимания проповеди профессора Московской духовной академии и семинарии Алексея Ильича Осипова и лекции по сектоведению Александра Леонидовича Дворкина. Бесценны учения святых отцов и учителей Церкви – святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, преподобных Иоанна Лествичника и Иоанна Дамаскина, святителя Игнатия Брянчанинова и многих других учителей и светильников Церкви Христовой.

 

 – В семинариях есть даже особый предмет, посвященный искусству проповеди, – гомилетика. Вы любили этот предмет?

– Да, этот предмет мне нравился всегда. Гомилетика – наука о проповеди, ее правильном ведении для удобного и лучшего понимания паствой. Очень важно грамотно построить священническую проповедь, чтобы слово Божие дошло до человеческих сердец. Только пройдя сквозь сердце и душу, проповедь может повлиять на человека и его сознание, помочь ему сохранить в себе образ Божий.

 

– Евангельские чтения, церковные праздники повторяются из года в год. Как быть с проповедями, чтобы и с ними не случилось того же?

– Хотя церковные праздники и евангельские чтения и повторяются в круглогодичном цикле богослужения, но всякий раз, когда говоришь проповедь, она получается непохожей на предыдущую. Наверное, потому, что ты и сам чему-то учишься за прожитый год, что-то новое узнаешь из книг и опыта других отцов, своих собратьев. В этом нет ничего зазорного – учиться у своих более старших и опытных коллег. Много раз убеждался: сколько раз читаешь Евангелие, всякий раз открываешь для себя что-то новое, ранее не замеченное для понимания. И потом искренне удивляешься: как же раньше я на это не обратил внимание?

 

– Сталкивались ли Вы в своей жизни с примерами, когда слова проповеди священника сильно изменили жизнь слушающего?

– В моей практике было несколько случаев, когда после проповеди подходили прихожане и говорили: «Батюшка, я пришел с той или иной проблемой, а вы как будто для меня специально сказали проповедь, в ней я нашел ответ на свой вопрос». А пару раз подходили потерявшие себя в этой жизни люди, впавшие в уныние и отчаяние, стоящие на грани самоубийства. С их слов, после проповеди они смогли по-другому посмотреть на свои проблемы и вновь обрести смысл жизни. Конечно, это приносит радость и некое моральное удовлетворение – значит, не зря вышел на амвон и говорил слово Божие.

 – Спасибо за интервью!

Беседовала Ксения МАНЯКОВА

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.