О мелочах и главном в жизни
«Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл [рук] перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:37-46).
Сегодня днем, перед тем, как сесть за написание этого текста, у меня случилась интересная встреча с одной очень сильно верующей дамой, которая рассказывала об одной монахине. Эту последнюю, по словам моей визави, Господь так наделил дарами многими, что всего она имела в достатке: острый ум, начитанность, большие знания и возможность говорить со всяким человеком на равных, она наставляла и исправляла, обличала и смело врывалась в любой богословский или не очень спор. Мне оставалось задать только один вопрос: а любить она умеет? Моя собеседница потупила взор и промолчала. Строгость и начитанность не спасает нас, как не спасает и попустительство, которое мы часто называем любовью. Спасает сама любовь, которая посылается нам от Бога, которую можно только принять от Господа как дар. Спасает только та любовь, что является сверхъестественной для нас и которую так сложно принять и сохранить…
Совсем скоро начнется Великий пост – то особенное время, которое часто называется в литургической практике «весной души». Мне почему-то кажется, что именно в это время каждый из нас уподобляется вот таким фарисеям, которые наблюдают за «умовением рук», но не обращают такого пристального внимания на то, что является средоточием чувств - сердце. Мы с нескрываемым интересом выискиваем наличие скоромных составляющих в продуктах, демонстрируем свое пищевое воздержание, угрюмо киваем в сторону тех, кто не поститься, но, к сожалению, не воспитываем в себе главного – любви и милосердия.
Замечательно, что именно этот отрывок выпал нам на подготовительные недели. Когда я впервые постился, то был очень сильно горд тем, что могу продержаться без мяса и молока так долго. Я был уверен, что выдержав это я стал достойным христианином. Но, как оказалось, я и близко не приблизился к тому, что есть христианство. Рассмотрим подробнее фрагмент Евангелия. Фарисея удивляет, что Иисус не умывает своих рук. Действительно, фарисеи строго следовали этому обычаю, был даже разработан специальный чин умовения, которому нужно было строго следовать. Более того, даже вода для этого хранилась в специальных тарах, чтобы вдруг ненароком не умыть своих рук нечистой водой. С точки зрения гигиены – это добрая традиция, однако придаваемая ей сакральность нам непонятна. Перед едой, конечно же, нужно помолиться. Сделать это мы теперь можем без предварительного омовения, чего не могли делать иудеи. Подобно и ортодоксальные мусульмане сейчас не молятся, прежде не омывшись. Так вот, со временем бОльшее внимание стало уделяться непосредственно омовению, но не молитве, внешнему, но не внутреннему. Поэтому и упрекает фарисеев Господь, говоря «подавайте лучше милостыню, тогда все у вас будет чисто». Не во внешнем ведь заключается христианство, а во внутреннем человеке, в красоте его духа. Не в силе организма, который может обойтись без какого-то рода пищи, а в самом единстве человека и Бога, которое возможно лишь тогда, когда будет чистым сердце. «Блаженны чистые сердцем, ибо таковые узрят Бога».
После слова о милостыне Господь напоминает фарисеям о строгом следовании предписаниям – даете десятину – но при этом и забвении суда и любви Божиих. Действительно, фарисеи, как и другие законопослушные ортодоксальные иудеи, приносили в качестве жертвы на храм первые плоды от строго обозначенного списка плодов, а также приносили и одну пятидесятую часть урожая священнослужителям. Десятина приносилась от всего, что употреблялось в пищу. Таким образом, совесть отдающих десятину была спокойна, ведь формально они пожертвовал храму то, что могли бы употребить для себя. Однако и здесь холодный и расчетливый подход осуждается Спасителем. Вы нерадите, - говорит Он, - о суде и любви Божией. В обоих случаях фарисеи осуждаются за излишнее внимание к внешнему. Их мало интересовало что на душе у человека, что в сердце его, какие помыслы исходят оттуда. Главное – исполняй внешние требования, будь послушен в следовании прописным нормам. У нас не так? К сожалению, чаще всего так… внимание приковано к тому кто какой рукой ставит свечу, в чем пришел в храм, покрыта ли голова у впервые пришедшей в храм. Даже перед постом я слышу всегда одни и те же вопросы: можно ли есть морепродукты, что делать, если болит желудок, употреблять ли масло в первую неделю и так далее и тому подобное… Нескончаемый поток мелких вопросов, которые должны быть вторичными перед основным – как воспитать любовь? Как пройти пост таким образом, чтобы не превознестись над другим, но понять, что он мне брат? Как пройти пост так, чтобы пожертвовать нуждающемуся не от избытка своего, а по чистоте сердца? Вот этим мы должны интересоваться и об этом думать больше всего.
Про председания и любовь к ним – не буду, так как все мы хорошо знаем, что такое тщеславие, к сожалению, очень часто из своего личного опыта.
По-настоящему трудным является пассаж о могилах: «вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того». Это очень серьезное оскорбление! Дело в том, что иудеи не могли прикасаться к умершим, так как это делало их нечистыми семь дней. Это означало, что человек становился отвергнутым от богослужения, он не мог участвовать в религиозной жизни Израиля. Поэтому кстати иудеи в притче о самаряныне и обходили избитого человека, так как была велика возможность того, что он умрет, а это неминуемо делало бы прикоснувшихся нечистыми. Так вот, Иисус говорит, что фарисеи для израильского народа – незаметные могилы, то есть люди оскверняются через самое общение с ними. Незаметно для внешнего взгляда они – фарисеи – оскверняют Израиль, мешают ему по-настоящему быть с Богом. Ужасные слова!
Так вот и всем нам надо тысечекратно подумать перед тем, как дать кому-то совет, превозносясь собственными – как мы думаем – знаниями о церковной жизни. Не становимся ли и мы такими же фарисеями, общение с которыми ведет людей по ошибочному пути. Не мешаем ли мы приходить к Богу, устраивая людям сложности из всевозможных мелочных предписаний, «традиций», условностей?
Наступающий пост – прекрасная возможность для всех нас, я подчеркиваю: всех нас, подумать над тем что действительно важно, а что вторично, не путаем ли мы средство и цель и что на самом деле руководит нашими пусть внешне и вполне благочестивыми поступками… В общем, есть над чем задуматься.
Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)