Проклятый компромисс
За несколько дней до начала Великого поста мне довелось услышать песню «Компромисс», которую исполняет отечественная рок-группа Би-2. Поэзия и песни говорят необычным языком о вещах обычных, известных и, казалось бы, приевшихся, но именно такая оригинальная форма подачи способна помочь человеку увидеть в новом свете различные аспекты окружающей его действительности.
Здесь не является исключением также действительность духовная. Христианские подвижники владели такой аскетической техникой: все, что попадало в поле их зрения, даже если их взгляд невольно падал на что-то греховное, должно было приносить духовную пользу, т.е. событиям, словам, поступкам, обстоятельствам давалась такая интерпретация, которая возносила бы ум человека к Богу.
Характерный пример названной практики передает житие преподобной Пелагии Антиохийской (V в.). Однажды епископ Илиопольский Нонн, приехавший на Собор в Антиохию, выходя из храма после богослужения, увидел Пелагию – красивую женщину, одетую в бесстыдные одежды, а вокруг нее – много молодых людей. Пелагия была блудницей. Согласно житию, епископы, шедшие рядом с Нонном, отвернулись, а он сказал следующее: «Поистине многому я научился от нее; ибо женщину сию поставит Господь на Страшном Своем суде и ею осудит нас. Как вы думаете, сколько времени она провела в своей опочивальне, моясь, одеваясь, разными способами украшая себя и осматриваясь в зеркало, всю свою мысль и попечение полагая в том, чтобы красивее всех явиться очам временных своих поклонников? А мы, имея Жениха Бессмертного на небесах, на Кого ангелы взирать желают, не заботимся об украшении окаянной души нашей, оскверненной, обнаженной и исполненной срама, не стараемся омыть ее слезами покаяния и одеть красотою добродетелей, дабы явилась она благоугодной пред очами Божиими и не была посрамлена и отвержена во время брака Агнца».
Епископ Нонн обратил Пелагию в христианство; она покаялась и полностью изменила свою жизнь, приняв монашество. Итак, вид блудницы побудил Нонна не к греховным помыслам, но к богомыслию!
Вернемся к песне. В ней рассказывается о человеке, который в молодости вел довольно разгульный образ жизни: пользовался успехом у женщин, имел стройное телосложение, пил и курил. Но вот ему перевалило за 30, «оставлен за спиной возраст Христа», и, как оказалось, его некая главная мечта не реализована, а сам он пришел к печальному, по мнению автора песни, итогу, который озвучен в припеве: «Лежит на струнах пыль. Ржавеет под окном разбитый телевизор. Ты сгладил все углы. И жизнь твоя сплошной проклятый компромисс: ни вверх, ни вниз».
Думаю, что песня называет компромиссом то, что на четвертом десятке этот человек угомонился, стал более спокойным, относительно повзрослел, резкость молодости ушла. Но, несмотря на это, жизнь героя наполнена тоской, а не чем-то продуктивным. Ему не помогают ни запой, ни спорт. Как рецепт выхода из трясины бессмысленной обыденности герою предлагается вспомнить молодость и, видимо, свою былую мечту: «Может, рискнешь, стариною тряхнешь: напоследок возьмешь свой аккорд?»
Человек не может просто жить, бессмысленно перекатываясь изо дня в день! Жизнь становится красочнее и полнее, когда есть цель, мечта, которой человек служит. Это может быть благополучие семьи, уход за больными, борьба с преступностью, работа над изобретением лекарства от смертельной болезни, наука, музыка, живопись, восстановление исторической справедливости, защита интересов Родины на дипломатическом поприще и т.п. Все перечисленные цели находятся в пределах земной жизни. И хотя они являются высокими и достойными уважения, все-таки для христиан главной «мечтой», которая не противоречит, однако, предыдущему, остается соединение с Богом, когда человек становится «храмом Святого Духа», богом по благодати.
Окончательная реализация этой мечты выходит за рамки земного бытия, простираясь в вечность. Эту цель отцы называют по-разному: спасение, обожение, преображение. И речь идет не о простом нравственном совершенствовании, а о преображении Божественной благодатью всей человеческой природы, тела и души, с ее мыслями, чувствами и желаниями, когда человек становится богоподобным, богоносцем. Бог присутствует в человеке, а человек в Боге. Именно об этом Спаситель сказал: «...кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23), а также: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). «Царство Божие» начинает расти в сердце уже в этой жизни, и после всеобщего воскресения явится во всей силе.
Уверен, что есть достаточно большое количество верующих людей, которые работают в разных странах на обычных мирских работах: электриками, учителями, летчиками, врачами, водителями – и реально ощущают благодатное присутствие Христа, Который, действительно, «беседует с ними как со Своими истинными друзьями» (из 6-ой молитвы святого Симеона Нового Богослова ко Причастию: «якоже другом Твоим истинным»).
Разумеется, сейчас речь идет о плодах доброкачественной христианской духовности, а не о психических отклонениях. Наряду с необходимыми профессиональными навыками у таких людей есть, вопервых, особая интуиция, позволяющая видеть суть ситуации и решение проблемы, а во-вторых, Бог, причастность Которому лишает человека скуки. Они не трубят о своем опыте на всех перекрестках, а просто выполняют добросовестно работу и прилагают много усилий, чтобы сохранить полученную благодать.
Святые учили, что человек подобен сосуду, который по капле наполняется благодатью, а совершенный грех подобен трещине, через которую благодать быстро уходит. Отсюда логичный вывод: хочешь сохранить в себе присутствие Святого Духа – избегай грехов! Но как?! Прежде всего нужно понять, «что же есть то, чего нужно избегать», т.е. увидеть свои грехи.
Великим постом преподобный Ефрем Сирин часто напоминает нам, что мы должны просить об этом у Бога. А дальше все совсем «просто»: нужно душить наши страсти, особенно главную, которая у каждого своя, потому что страсть относится к греху, как корень к плоду. Пока корень жив – есть опасность, что плод вырастет снова. Страсти живучи, они учат человека видеть свою немощь в борьбе с ними.
Отцы-аскеты на опыте изведали, что дело христианина сражаться со страстью изо всех сил, падая и вставая, но освобождает от рабства ей только Бог. В точке, когда напряжение сил крайне возрастает, человека подстерегает опасность вступить с грехом в компромисс, обманывая самого себя иллюзией сопротивления. «Дай мне, Господи, целомудрия, но только не сейчас», – писал в «Исповеди», вспоминая о своей молодости, блаженный Августин. Человек начинает буксовать. И уж очень точно изображает происходящее фраза этой светской песни, хотя и изъятая из контекста: «Ты сгладил все углы. И жизнь твоя сплошной проклятый компромисс: ни вверх, ни вниз». Почему свобода дается не сразу? Зачем сражаться? Сражаясь до последнего, мы, во-первых, показываем Богу нашу любовь и верность, во-вторых, приобретаем необходимый опыт и смирение, а в-третьих, крепнет наша воля и вырабатывается устойчивость к искушению. Думаю, что человеку нужно изменить восприятие искушения, рассматривая его прежде всего как возможность: стать сильнее, победить, сохранить человеческое достоинство.
Вспоминается замечательная мысль китайского философа Конфуция: «Три вещи нельзя вернуть назад: время, слово и возможность, поэтому береги время, подбирай слова и не упускай возможность». При общении, взаимодействии с людьми часто приходится учитывать интересы противоположной стороны, договариваться, идти на компромисс – это абсолютно здоровое качество адекватного человека, необходимое для успешного диалога и для достижения результата, выгодного для его, диалога, участников.
Единственная сфера, где от компромисса нет пользы – это борьба со страстями. С людьми можно договориться, с грехами – нельзя! Думаю, что процесс духовного развития человека можно уподобить плану военных действий: пока ты не захватишь и прочно не закрепишься на определенном плацдарме – дальнейшее продвижение на данном направлении невозможно. Ты будешь либо откатываться назад, либо топтаться на месте. И нужно двигаться от плацдарма к плацдарму. У каждого человека своя уникальная карта такого маршрута, потому что перечень захваченных врагом участков души у всех сугубо индивидуален. И не важно, как медленно ты идешь, важно, чтобы ты не останавливался. Пусть в этот пост каждый из нас стряхнет со струн своей души пыль и возьмет-таки свой прекрасный аккорд!
Диакон Димитрий ТРОФИМОВ