Шесть обычных воскрешений
Заканчивается Великий пост. Еще немного, и мы столкнемся с ужасом Страстной седмицы, однако перед этим евангелист Иоанн, а вслед за ним и Церковь обращают особое внимание на чудо, совершенное Спасителем в Вифании – воскрешение праведного Лазаря. Интересно, что до Воскресения Христа в Библии можно найти шесть подобных повествований о воскрешении мертвых: три в Ветхом Завете и три в Новом. Таким образом, воскрешение Лазаря является событием, имевшим прецеденты в Священной истории. Почему же такое внимание уделено именно ему? И чем воскресение Лазаря отличается от предыдущих случаев?
Прежде чем начать искать ответы, следует кое-что отметить. Все шесть случаев, описанных в Библии, имеют общие особенности: 1) все умершие были воскрешены Богом; 2) все они воскресли в своих обычных, непреображенных телах (иными словами, состояние их тел отличалось от состояния, которое тела людей будут иметь после всеобщего воскресения); 3) все воскрешенные, прожив определенный им срок, умерли второй раз; 4) все шесть случаев принципиально отличаются от Воскресения Христова тем, что этих умерших воскресили, а Христос воскрес Сам, силой Своего Божества. Библейское откровение прямо свидетельствует, что Бог есть Владыка жизни и смерти: Он исцеляет болезнь и возвращает мертвому дыхание жизни. Однако было необходимо дать человеку возможность получить доступ к качественно иному уровню бытия – бытию в Боге, в преображенной благодатью нетленной человеческой природе, когда смерть изгнана окончательно, а не просто вернуть стареющему телу биологическую жизнь. Для этого Бог стал Человеком и Сам прошел вратами смерти, победив ее в Себе Самом. Об этом радость долгожданной Пасхи Христовой! Но до нее было шесть обычных воскрешений…
Пророк Илия воскресил сына сарептской вдовы
Возвестив нечестивому Ахаву, царю Израильскому, что в наказание за его идолопоклонство в течение трех лет по всей стране будет засуха, пророк Божий Илия переселился, по указанию Божию, в маленький городок Сарепту. Она находилась под властью крупного финикийского портового города Сидона, располагавшегося на побережье современного Ливана. Здесь, в Сарепте Сидонской, пророк жил у принявшей его вдовы-язычницы, при этом Господь чудесным образом умножал им муку и масло, чтобы они могли пережить голод. У вдовы был единственный сын, который смертельно заболел: «...заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3 Цар. 17:17–22). Произошедшее открыло умонастроение вдовы-иноплеменницы: она посчитала причиной случившегося свои собственные грехи. Известный толкователь, блаженный Феодорит Кирский, расшифровывает символику действий пророка при воскресении так: «Пророк помолился Господу об умершем отроке и после молитвы, трижды дунув на отрочище, возвратил его к жизни. Троекратное число указывает на достопоклоняемую Троицу, а дуновение на первоначальное сотворение души». Аналогичные действия, которые можно интерпретировать как связанные с творением, совершал и Спаситель, когда Он, например, исцелил глухого косноязычного, вложив Свои персты ему в уши и коснувшись языка (см. Мк. 7:33), или исцелил слепого, плюнув ему на глаза и возложив на них руки (см. Мк. 8:23). Сарептская вдова окончательно утвердилась в вере в Яхве как истинного Бога. Интересно, что Сам Иисус Христос в 4 главе Евангелия от Луки ссылается на историю Илии в Сарепте Сидонской, показывая, что в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников. Рассказ о воскресении сына сарептской вдовы читается в качестве восьмой паремии (из 12-ти) на богослужении Великой Субботы.
Пророк Елисей воскресил сына сонамитянки
Однажды пророк Елисей пришел в город Сонам, который находился недалеко от горы Кармил, где в свое время пророк Илия посрамил жрецов Ваала. Одна богатая еврейская женщина из Сонама оказала пророку гостеприимство, упросив его зайти в ее дом и поесть. Елисей стал часто останавливаться у нее, когда бывал в тех местах. Сонамитянка даже устроила для пророка горницу, где бы он мог отдохнуть. Отношение к пророку со стороны этой женщины было проникнуто глубоким благоговением, она считала Елисея святым. Пророк Елисей, узнав, что у этой женщины нет детей, а ее муж уже стар, предсказал ей рождение сына через год, что и исполнилось. Когда ребенок подрос, во время работы с отцом на поле он почувствовал себя плохо. Его отправили домой, где он умер на коленях у матери. Женщина пришла к Елисею и рассказала о своем горе. Пророк произнес примечательную фразу: «...Господь скрыл от меня и не объявил мне» (4 Цар. 4:27), которая показывает, что пророки знали не все, а лишь то, что открывала им благодать Божия. Елисей пришел в дом сонамитянки. «...и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои» (4 Цар. 4:32–35). Рассказ о смерти и воскресении сына сонамитянки напоминает рассказ о воскрешении пророком Илией сына сарептской вдовы: действия Елисея при воскресении мальчика, в общем-то, похожи на действия Илии. Отличие лишь в том, что жесты пророка Елисея изображены более детально. Блаженный Феодорит Кирский объясняет его действия следующим образом: «Собственные свои орудия чувств пророк приложил к орудиям чувств умершего; глаза к глазам, уста к устам, руки к рукам, чтобы умерший стал причастен жизни живого, очевидно, по действию духовной благодати, дарующей жизнь». Оба пророка, Илия и Елисей, испрашивали воскресения для умерших в молитве у Бога. Так же как и чудо над сыном сарептской вдовы, воскресение сына сонамитянки считается прообразом Воскресения Иисуса Христа и вспоминается на богослужении Великой Субботы при чтении одиннадцатой паремии.
Кости Елисея воскресили умершего человека
«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13:20–21). По преданию, пророк Елисей умер в глубокой старости, прожив приблизительно 100 лет. Блаженный Иероним Стридонский свидетельствует, что могилу пророка указывали вблизи Самарии. Традиционно евреи устраивали гробницы за чертой города, в утесах. Видимо, именно в такой пещере был погребен и пророк. Увидев издали воинов враждебного племени, погребальная процессия спрятала умершего в гробнице пророка, рядом с которой она оказалась. Отцы и учителя Церкви обращают внимание на разные грани этого чудесного события. Блаженный Феодорит Кирский в том, что пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, видит подтверждение, что Елисей действительно принял сугубую благодать по сравнению с пророком Илией. Возможно, в историческом контексте того времени чудо должно было воодушевить Израиль на борьбу с врагами. Также его можно рассматривать как свидетельство истины всеобщего будущего воскресения мертвых. Ориген, прославленный греческий теолог и философ, отмечает интересное противоречие: еврейский закон запрещал прикасаться к мертвому животному или телу усопшего человека, но в данном случае прикосновение воскресило покойника! Рассказ о воскресении мертвеца через прикосновение к костям пророка Елисея служит аргументом в поддержку церковного почитания мощей. На этом делает акцент святитель Иоанн Златоуст: «Не только тела, но и сами гробницы святых преисполнены духовной благодати. Ибо если при Елисее случилось это и мертвый, прикоснувшись к его гробнице, расторг узы смерти и снова возвратился к жизни, то тем более ныне (после Воскресения Христова и Святой Пятидесятницы. – Прим. автора), когда благодать обильнее, когда действие Духа сильнее, прикасающийся с верой к этой гробнице может стяжать от нее великую силу. Потому Бог и оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам некую гавань и надежное утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас». Тело человека – это вместилище благодати, это святыня.
Иисус Христос воскресил сына наинской вдовы
«Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:11–15). Об этом случае сообщает только евангелист Лука. Город Наин находился недалеко от Назарета. Если начать думать над этим, казалось бы, простым текстом, то откроются некоторые важные детали. Встретились две толпы: одна выходила из города хоронить человека, другая шла ей навстречу во главе со Христом. Спасителя сопровождали ученики и любопытные зеваки, потому что вокруг Него постоянно происходило что-то интересное. В другой же толпе – жители Наина и вдова, у которой умер ее единственный сын, уже юноша. Почему вокруг нее так много людей? Что, люди в Наине такие добрые? Нет, скорее всего, женщина, потерявшая сына, имела репутацию доброй, порядочной и отзывчивой, поэтому так много неравнодушных пришло помочь ей во время скорби. Эта вдова помимо безутешной боли материнского сердца была обречена на нищету. Христос остановил процессию, дотрагиваясь до одра, на котором лежал бездыханный юноша. Нужно помнить, что иудей, прикоснувшийся к умершему, считался нечистым, поэтому люди поняли, что происходит что-то из ряда вон выходящее, и остановились. Почему именно этой вдове помог Спаситель? Видимо, здесь действует простой закон: чем выше качество духовно-нравственной жизни человека, в тайниках сердца сокрытой, тем больше возможностей у Бога приблизиться и помочь. Церковные толкователи именно это и отмечают. Христос воскресил отрока не ради него самого, но ради матери, сжалившись над ней.
Иисус Христос воскресил дочь Иаира
К Иисусу подошел человек по имени Иаир, который был начальником синагоги, и, пав к Его ногам, просил прийти к нему в дом, потому что умирала его единственная двенадцатилетняя дочь. На самом деле этот мужчина показал огромное смирение и величайшую веру. Иаир – начальник, уважаемый человек, а Христос воспринимается большинством как странствующий пророк, чьи действия часто вызывают смущение. Дальше произошло еще одно испытание веры Иаира: пришли люди из его дома и рассказали, что его дочь уже умерла и нет смысла предпринимать какие-либо действия. А Христос сказал противоположное: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». И начальник синагоги направился с Иисусом к себе домой. «Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем» (Лк. 8:51–56). Все знали, что девочка умерла, поэтому и смеялись над Спасителем. Ясно же – поздно что-то делать. А Христос ответил, что она спит. Но дело в том, что для Бога все люди живы, даже умершие, и настанет час, когда абсолютно все воскреснут, воссоединившись со своими преображенными телами. Свидетелями чуда были немногие, самые близкие и самые способные верить. Христос велел родителям молчать о чуде, чтобы их не подняли на смех другие, ведь мертвые не воскресают!
Иисус Христос воскресил Лазаря
О воскрешении праведного Лазаря рассказывает только один евангелист – Иоанн Богослов. Этому событию посвящена вся 11 глава его Евангелия. Лазарь и две его сестры, Марфа и Мария, были друзьями Христа. Спаситель не раз навещал их дом в Вифании. Это селение, располагавшееся на юго-востоке Елеонской горы, вблизи Иерусалима. Марфа и Мария послали к Иисусу человека, чтобы сообщить о болезни Лазаря, однако Спаситель специально отправился в Вифанию не сразу, а спустя два дня. Христос пошел в Вифанию вопреки опасениям учеников, что там Его могут побить камнями иудеи. Он сказал: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». Он поведал ученикам о смерти Лазаря, но они не поняли этого. Тогда Христос сообщил апостолам прямо: «Лазарь умер». Когда Иисус шел по дороге к селению, Его встретила Марфа. Спаситель уверил ее, что Лазарь воскреснет, потому что Сам Иисус «есть воскресение и жизнь». Немного позже подошла плачущая Мария, а следом за ней иудеи, которые прибыли из Иерусалима утешить сестер. Видя всеобщее горе, Иисус попросил показать гробницу Лазаря. Толкователи отмечают, что Спаситель спрашивал о месте погребения не по неведению, а с целью привести иудеев ко гробу Своего любимого друга, чтобы они стали свидетелями воскрешения. Гробница праведника представляла собой высеченную в скале пещеру, вход в которую был закрыт камнем. К этому моменту покойник был мертв уже четыре дня, поэтому все чувствовали запах тления, о чем и восклицала Марфа. Спаситель повелел открыть вход. «...отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11:41–45). Интересно, что в двух предыдущих случаях нет указаний о молитве Спасителя: Он просто велел сыну наинской вдовы и дочери Иаира воскреснуть. При воскрешении Лазаря Христос молится. Почему? Есть несколько объяснений. Во-первых, потому что Марфа при встрече просила Его помолиться. Во-вторых, чтобы убедить иудеев в том, что Он Сын Божий. Это и отображено в церковной гимнографии Лазаревой субботы: «Почитая Твоего Отца, Христе, и показывая, что Ты не противник Богу, Ты самовластно молитвою воздвиг четыре дня назад умершего» (первый тропарь 9-ой песни канона утрени). В тексте молитвы, произнесенной Христом, не содержится никакого прошения о воскресении Лазаря, там вообще нет прошений! Христос как Бог, самовластно, воскрешает Своего друга. Блаженный Феофилакт Болгарский замечает по этому поводу: «Ясно, что это не молитва, а только положение и вид молитвы. А что Он не нуждается в молитве, это видно из того, что Он многое иное совершал без молитвы». В описании чуда есть еще одна особенность: как Лазарь мог выйти из гробницы, если его ноги и руки были обвиты погребальными пеленами? В связи с этим Евфимий Зигабен восклицает: «Вот величайшее и сугубое чудо! Тот, который начал уже разлагаться, не только воскрес, но и вышел из гробовой пещеры, хотя был связан». Христос велит присутствующим развязать праведника, давая им возможность удостовериться, что они видят не призрак, а живого человека. Вести о чудесном воскресении Лазаря быстро распространялись. В связи с этим иудейские первосвященники и фарисеи созвали совет, на котором приняли окончательное решение: Иисус должен умереть как можно скорее! Это одна из причин, почему Церковь воспринимает это чудо как переломное, знаковое в земной жизни Христа. Другая причина в том, что это чудо ясно свидетельствует о возможности всеобщего воскресения. Тело Лазаря уже начало тлеть. Все рассмотренные выше случаи воскрешений совершались над только что умершими. Возможно, по длительности ко времени нахождения Лазаря во гробе приближается чудо воскресения сына сонамитянки. Наконец, Сам Христос, Который раньше творил чудеса, специально стараясь скрыть их от большинства, воскрешая Лазаря, наоборот, делает так, чтобы было как можно больше свидетелей. Чудо воскрешения Лазаря Четверодневного в церковном календаре называется Лазаревой субботой. Вслед за ней сразу идет праздник Входа Господня в Иерусалим, или, по-народному, Вербное воскресенье. Внутренне два этих события логически связаны, но в историческом плане они отстоят друг от друга на несколько месяцев. Воскрешение Лазаря и Вербное воскресенье предшествуют Страстной седмице, напоминая, Кто есть истинный Владыка жизни и смерти и как непрочен авторитет даже величайшего чуда в сознании толпы.
Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ