Кто и зачем предавал Христа?

На протяжении всего Великого поста мы готовились пережить боль Страстной седмицы. Эта неделя отличается от прочих постных не только гастрономической строгостью и непрерывной чередой уникальных, трепетных и особо величественных богослужений. Именно на Страстной седмице нам особенно близки события последних дней земной жизни Христа: мы искренне ошеломлены предательством Иуды Искариота и негодуем из-за троекратного отречения Петра... А как бы поступили сами на их месте? Вместе с протоиереем Димитрием САВЕЛЬЕВЫМ, ключарем Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска, мы попытались понять логику действий апостолов и вынести уроки для себя.

– Отец Димитрий, каким человеком был Иуда?

 – Он был не глуп, отличался сообразительностью и практичностью. Предание говорит, что Иуда занимался организацией миссионерских походов, собирал деньги, покупал еду и необходимые вещи, организовывал ночлег и передвижение апостолов. В числе других учеников Христа он исцелял больных, проповедовал Царство Божие и спасение всего человечества. С другой стороны, Иуда преследовал собственный интерес. В Евангелии сказано, что Иуда был вор: «… имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:6). Этими средствами Иуда злоупотреблял. Ненасытный грех сребролюбия и жажда наживы привели его к предательству. В другом евангельском отрывке описан случай в Вифании: женщина, разбившая алавастровый сосуд, помазала Иисуса Христа драгоценным миром. Иуда предложил продать это миро за триста динариев и раздать нищим. Христос не поддержал его: «Оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:7–8). Так, Иуда, понимая в спорных ситуациях, что его мысли разнятся с мнением Христа, получал определенные знаки от Спасителя. В этом противоречии у Иуды сложилось некое понимание о самом себе. Свое видение ситуации и свою волю он ставил выше воли Божией, считая, что Сын Бога ведет себя неправильно. А если не было возможности Его уговорить, Иуда начинал Им манипулировать. Все его внутренние душевные движения, мотивы, импульсы были богоборческими. Он был гордым, самовластным и считал себя во всем умнее Господа.

 

 – Какая была главная цель всех его манипуляций?

 – Как все иудеи, ученики видели в Мессии земного правителя, который, по их представлению, придя к власти, сделает Израиль самой сильной страной на земле и подчинит себе все народы. Апостолы были уверены, что Господь станет земным царем. Иуда думал так же: если Христос будет правителем, то он, Иуда, станет распоряжаться казной самого богатого государства. И вдруг оказалось, что Христос не собирался царствовать, у Него другая задача. Иуда всячески пытался обострить отношения Спасителя с действующей властью, стремился подвергнуть Сына Божия как можно более великой опасности, вынудить Его применить Свою силу для самозащиты. Иуда не хотел смерти Спасителя. Он лишь предпринимал маневры, которые способствовали достижению его цели.

– Какие?

 – Апостол провоцировал Бога совершить то, чего Господь делать не хотел. В этом великое дерзновение Иуды. Его главный грех, первостепенная вина. И конечно, в том, что, осознав ошибку, он впал в отчаяние. Когда Господь был осужден и распят на кресте, Иуду постигло глубочайшее разочарование – он просчитался. Его планы рухнули, надежды не оправдались. И, сокрушенный, Иуда решил, что жить ему дальше незачем. Падение его было столь велико, что никакого другого способа выйти из ситуации он не нашел, кроме как свести счеты с жизнью самоубийственной и греховной смертью.

 – Иуда мог не погибнуть?

 – Он оказался сыном погибели. Иисус Христос сказал в Своей первосвященнической молитве Богу: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели...» (Ин. 17:12). Но Господь хочет спасения для всех. В Евангелии не раз говорится о том, что Он молится о спасении каждого человека и прикладывает к этому все усилия. Также Бог не лишает человека свободы воли. Если поврежденная воля людей ведет их к погибели, Небесный Отец уступает этому.

– Простил ли Христос предателя?

– Господь хочет прощения всем. Он ищет основания для прощения. Но спасение – это не юридический акт помилования на суде. Без усилий самого человека спасение невозможно. Мы не можем восстановить свою природу, если мы этого не хотим. Не можем соединить свою волю с волей Божией, если наши внутренние побуждения этому противятся. Иуда сопротивлялся.

 – Как избежать участи Искариота?

– У этого вопроса несколько сторон. Вся жизнь Иуды была неким развитием. До тех пор, пока его жизнь не прекратилась, это развитие не остановилось. Самоубийство – последняя фатальная ошибка Иуды. Имея время, он, наверное, смог бы изменить жизненную позицию. Формально такой шанс у Иуды был. Это первое. Второе: если говорить о богоборчестве, о противоборстве благодати Божией, понятно, что каждое прегрешение является провокацией, постепенно охватывающей все более широкие пласты нашей жизни. Любой грех подобен маленькому микробу, который способен нанести самое мощное повреждение. И даже сильный человек не сможет этому противостоять. Падение – это процесс саморазворачивающийся, он продолжается постоянно и напоминает растущий снежный ком. Один грех влечет за собой другой и так далее. Как от этого уберечься? Мы должны вести сознательную нравственную жизнь, пытаться соотнести свое бытие с волей Божией, меняясь при этом к лучшему. Это и отличает духовного человека от бездуховного. В нас заложена внутренняя энергия, способная направлять нас к добру и совершенству. Если мы ведем внутреннюю духовную жизнь, то каждый ее этап – возможность эти изменения культивировать. В этом, как мне кажется, и есть единственное лекарство, позволяющее человеку изменить себя к лучшему. Пока мы живы, мы должны приложить все усилия для исправления ситуации, и каждый способен подняться даже с самого дна.

 – Мы знаем и другой пример предательства. Почему апостол Петр отрекся от Учителя?

 – Апостол Петр оказался в сложной и двусмысленной ситуации. Он хотел помочь своему Учителю и пошел узнать, что происходит во дворе первосвященника Каиафы. В этом была его сверхзадача. Но способы ее выполнения оказались таковы, что апостолу пришлось прятаться, отступать, притворяться, обманывать и отрекаться от Господа. Спаситель напомнил Петру о его внутренней нецелостности, о противоречивости его природы, характерной каждому из нас. Едва встав на путь компромиссов, он рискует, следуя этому пути, потерять изначальную цель, свое доброе намерение и этим нанести своей душе повреждения, от которых не оправиться. Христос сначала предсказал, а потом показал Петру его предательство, потому что Он хотел его наказать. Это было профилактической мерой, ведущей ко спасению. Господь предостерегал Петра от невнимательности. Дал понять, что средства, которые им используются для достижения добрых целей, могут стать неверными и губительными.

– Предатели в числе апостолов: для чего?

– Господь пришел в наш мир не для того, чтобы одержать над ним победу. Он пришел искупить человеческий грех, показать нам путь ко спасению. Для этого Ему нужно было пережить осуждение, распятие, смерть, воскресение. Христос молит Отца перед крестным подвигом: «...Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Для того чтобы свершился Промысл Божий, нужен был и такой человек, как Иуда. Он, исполняя собственную злую волю, исполнил волю Божию.

– Зачем тогда Спаситель молился о неоскудении веры в учениках?

 – Господь хочет спасти всех, но это не означает, что все готовы спастись сами. К сожалению, мы не всегда можем в полноте воспринять всю благодать Божию, не способны ее удержать. Иначе ни один грешник не совершил бы смертных грехов, ни один самоубийца не сделал бы рокового поступка. Несмотря на желание Бога всем спастись, спасаются не все.

 – Отречение апостолов – предостережение для нас?

 – Конечно! Если мы на своем противоречивом жизненном пути неразборчивы в средствах, они могут повредить изначально добрые намерения и основы внутренней духовной жизни. Поймите: не само по себе предательство, не само по себе грешное нарушение воли Божией, а утверждение в этом состоянии губит человека. Мне хочется вспомнить в контексте нашего разговора о святом Лонгине Сотнике. Это римский воин, офицер, который командовал казнью Иисуса Христа. Под его руководством распяли Сына Божия. Что более жестокое, богоборческое можно было сделать, чтобы войти в такой уровень противоречия с Богом? Однако этот сотник, будучи человеком наблюдательным, подметил все знамения: потрясение земли, раздрание церковной завесы сверху донизу, помрачение солнца, тьму, объявшуя землю, и другие события, которые сопутствовали Распятию. Он вразумился и сказал: «Наверное, это действительно был Сын Божий, раз такое случилось». И не только вразумился, но и стал проповедовать Христа, Сына Божия, вопреки запрету первосвященника, членов Синедриона. Вопреки всеобщему настроению. Все еврейское общество, которое оказалось соучастником этого убийства, старалось утвердить правоту собственного решения. Тех, кто в этой правоте сомневался, гнали и убивали. Вот в этих гонениях Лонгин Сотник после своего страшного поступка исповедовал правду Божию и явил свою святость.

Беседовала Ирина КАТКОВА

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершил прощальную Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

Митрополит Анастасий совершит Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

1 сентября, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, митрополит Анастасий возглавит служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе.