Слово митрополита Анастасия в Прощеное воскресенье
Слово митрополита Анастасия на вечернем богослужении в Прощеное воскресенье в Спасо-Вознесесенском кафедральном соборе города Симбирска.
"В эти святые минуты, когда мы предстоим пред Господом, мне хочется вспомнить слова апостола Павла, которые мы слушали за Литургией. «Наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света».
Мы живем во временном пространстве, и каждый год в этот день мы собираемся в наших храмах, чтобы испытать свою совесть, чтобы обратить взор на свою жизнь и приблизиться к Господу. Святая Церковь призывала нас к этому на протяжении последних недель. Давайте вспомним евангельские события, о которых мы слышали в воскресные дни, предварявшие наступление Великого поста.
Мы слышали рассказ о праведном Закхее, сборщике податей, ненавидимом и римлянами, и евреями. Закхей был мал ростом, его никто не замечал, над ним все издевались и оскорбляли. Но однажды в его жизни произошел переворот. Случилось это в тот момент, когда в народе стали говорить что их земли посетит Иисус Христос, Который проповедует не земные блага, а Царство Божие, о котором Закхей и не слышал. У Закхея появляется желание встретиться с этим Человеком, и он забирается на дерево, чтобы увидеть Иисуса, Который проходил в это время со своими учениками через селение, где жил Закхей. Это повествование говорит нам о том, что каждый, кто хочет увидеть Христа, должен оторваться от земли и отрешиться от всего того, что связывает нас с земными обязанностями. Закхей взобрался на дерево, Господь увидел его и сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей сошел, принял Господа с радостью и сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Господь же сказал в ответ, что сегодня пришло спасение дому Закхея.
Спасение приходит к каждому человеку, который хочет увидеть Иисуса и принять Его как своего Господа и Спасителя. Для этого человеку нужно оторваться от земли и устремить свой взор к небу. Для этого требуется смирение. Эта христианская добродетель, без которой невозможно спастись, красной нитью проходит через все Евангелие, через благовестие Иисуса Христа.
В следующий воскресный день мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Мытарь тоже был сборщиком податей, ненавидимым своим народом, и его тоже удручала ситуация, в которой он находился. Он осознавал, что живет неправильно и, придя в храм, бил себя в грудь и просил: «Боже, милостив буди мне грешному». Фарисей же не взывал к милости, а благодарил Господа за то, что он не такой как все окружающие, за то, что он соблюдает все, что положено по закону. Фарисей действительно соблюдал все предписания, но именно мытарь вышел из храма более оправданным в очах Божьих. Господь оправдал кающегося грешника, потому что тот отдал Богу все, что имел, отдал свое сердце.
На примере блудного сына святая Церковь показала нам, как далеко мы каждый день уходим от Господа. Мы, как и блудный сын, расточаем отеческое богатство, изгоняем Бога из своей жизни, уходим в страну далекую. Но в нашей душе, как и в душе этого блудного сына, могут произойти изменения. Блудный сын понял, что, только вернувшись к отцу, он может наследовать ту жизнь, в которой он изначально находился. Он идет к отцу своему, а отец, видя, что сын делает первые шаги, сам бежит к нему навстречу. Отец с любовью принимает возвратившегося сына, одевает его в лучшие одежды и устраивает пир, радуясь тому, что сын его «был мертв и ожил», «пропадал и нашелся».
В Неделю о Страшном суде мы вспоминали о том, насколько тяжела будет участь людей, которые живут без Бога, которые руководствуются в своей жизни волей врага нашего спасения, которые руководствуется похотями плоти, целиком и полностью отдавая себя этому миру, во грехе лежащему. Вспоминали мы также и праведников, которые унаследуют Царство, уготованное от сложения мира. Для того чтобы наследовать Небесное Царство, нужно возлюбить Бога и возлюбить ближнего как самого себя. Господь говорит: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Все, что мы сделали нашим ближним, мы сделали Самому Господу. И все, что мы не додали малым сим, мы не дали Богу.
Сегодня мы вспоминали изгнание Адама из рая. До конца мы до сих пор не можем осознать, сколь велико значение этого страшного события, которое произошло на заре рода человеческого, когда человек потерял общение с Богом. Оплакивание Адамом того первозданного состояния, в котором он находился, является воплем всего человечества. На протяжении многих веков человек плакал о том, что он потерял. И только Господь, приняв плоть человеческую, даровал нам Спасение, даровал нам возможность вновь возвратиться в объятия Отца Небесного, вернуться к благословенным вратам рая, из которого мы были изгнаны.
Путь к этим вратам очень труден. И в помощь нам дается святой пост. Пост установлен для того, чтобы мы с вами как можно чаще молились, как можно чаще прибегали к Святым Христовым Таинам. Принимая Тело и Кровь Христовы, мы соединяемся с Господом и усыновляемся Ему. Господь принимает всех нас, какими бы греховными мы ни были. От нас требуется только стремление быть с Богом. От нас требуется покаяние. Покаяние – это возвращение к тем началам, от которых мы с вами отказались. Мы сами изгнали Бога из своей жизни, но мы по-прежнему можем вернуться и начать все сначала.
Путь к покаянию лежит через смирение. Важно со смирением принимать все то, что случается в нашей жизни, будь то скорби или радости, не забывая при этом о том, что мы с вами приходим в этот мир на короткое мгновение. И это короткое мгновение мы должны использовать для того, чтобы вернуть Царство Божие в свои сердца, для того, чтобы следовать за Господом, несмотря на все препятствия этого мира. Мир будет отвлекать нас, будет отвращать нас от Бога, но задумайтесь, чего лишает нас Господь, если мы служить будем только Ему и чего мы лишимся, если мы отвернемся от Бога и выберем служение миру?
Да поможет нам Господь в эти святые дни сделать единственно правильный выбор – исполнить волю Божию, покаяться в грехах своих, примириться с людьми, которых мы оскорбили и обидели, и попросить у этих людей прощения.
Дорогие братья и сестры, я прошу у вас прощения за те скорби и переживания, которые я вам принес. Волей Божией я был поставлен пастырем Симбирской епархии. Я знаю, что мое назначение привнесло волнения и смущения в ваши сердца. Может быть, у кого-то эти смущения остались. Прошу вас простить меня за это. Также прошу ваших молитв о нашей епархии, о том, чтобы нам вместе побеждать врага нашего спасения – диавола, хранить верность Матери Церкви и быть достойными сынами Господа. Верю, что милосердный Господь всех нас помилует и простит. И вы простите нас, ваших пастырей, и помолитесь о нас, грешных".